Новая сказка российского кинопрома "Огниво" возглавила рейтинг самых популярных картин в прокате по России и СНГ, но ее результат все равно хуже в 1,5 раза, чем у "Щучьего веления" в прошлом году. За первые выходные фильм заработал 275 млн руб. До этого в лидерах проката был фильм "Руки вверх!" об истории группы. Как рассказывают эксперты кинопрома, ближе к концу 2024 года вырисовывается определенная тенденция — если сравнивать результаты с прошлым годом, то мы идем чуть-чуть лучше в деньгах и чуть-чуть хуже в билетах. То есть люди стали меньше ходить в кино, и такие "линкоры" как сказки и внезапные байопики о жизни звезд весь рынок не вывозят. Нужно выходить на серийное производство, нужен конвейер хороших фильмов, у нас же тут пока негусто, на одних сказках, как Емеля на печке, выехать не получается. Вот и сказочке конец? О проблемах кинорынка в России — в материале Накануне.RU.
Сказка — ложь, да в ней намек…
Самая большая боль киноиндустрии сегодня — посещаемость в кинотеатрах. Подводя итог года, эксперты зафиксировали серьезное падение по сравнению с доковидным 2019 годом. А именно 2019 год является в этом случае ориентиром, золотым временем до ограничений и до ухода западных лент с наших экранов в 2022 году. По прогнозам 2024 года, которые мы увидим под бой курантов 31 декабря, 42,5 млрд руб. кассовых сборов — это будет около 10% превышения относительно 39 млрд прошлого года, тогда как в 2019 г. кинопрокат показывал результат 55 млрд руб. При этом и содержание самих кинотеатров стало дороже на фоне того, что дороже стало все. Сегодня эксперты киноиндустрии говорят, что точка условного нуля для более-менее комфортной жизни кино — это 60 млрд руб. В 2024 году кинопром не дотягивает до этой цифры 1,5 раза.
Хорошим был январь этого года с экранизацией "Мастера и Маргариты", но экранизация знаменитой книжки про Алису Селезневу — "Сто лет тому вперед" — не обрела популярность и собрала существенно меньше, чем ждали продюсеры, то же самое можно сказать про фильм "Майор Гром — 2". Лето же вообще стало самым печальным за последнее время, часто кинотеатрам было нечего предложить зрителям, у нас продюсеры почему-то редко ставят премьеры на три самых горячих месяца. Государство больше внедряется в эту сферу и, может быть, ситуация изменится. Но от излишнего контроля опять будут страдать "творцы". Так что куда ни кинь, всюду клин.
Не опускаться на дно и держать голову чуть выше "ватерлинии" российскому кино сегодня помогают сказки. Но добры молодцы и красны девицы уже не хит сезона. И "Огниво" идет ниже в 1,5 раза по динамике, чем в прошлом году "Щучье веленье". Однако продюсеры считают, что раз зритель все равно идет, то сказками пока не наелся. Сказок анонсируют много: тут и "Кузя", и "Царь Салтан" , но та же "Василиса", вышедшая недавно, показала не те цифры, которых достойна хорошая сказка на русском фольклоре, считают эксперты.
"Чем больше продюсеры к сказкам будут относиться с любовью, с трепетом, с нежностью к нашему культурному наследию, тем более качественные фильмы будут получаться. Есть опасность, что зритель "наестся" и ходить на сказки перестанет", — говорит член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев.
Пойдем в кино?
Упадок динамики "кинохождения" связан с тем, что динамика выходов фильмов с уходом западных киношек замедлилась значительно. Люди утратили привычку ходить в кино.
"Голливуд и российское кинопроизводство давали суммарно не останавливающийся каток, который ехал по дорожке нашей киноиндустрии, и зритель всегда находил для себя интересную по жанру и по сюжету картину, а сейчас этого нет. А когда в течение года выходят только два-три фильма, которые интересуют ту или иную целевую аудиторию, то зрители делают выбор в сторону платформ — у них часто есть подписка, а то и не одна, так что зачем ходить в кинотеатр?" — говорит член совета Ассоциации владельцев кинотеатров Роман Исаев.
Наверное, это такое положение утопающего, который чуть-чуть голову над водой поднимает, чуть-чуть воздуха хлебнул, как-то, вроде, барахтается еще — примерно в таком положении киноиндустрия и находится.
Сколько стоит спасти кино?
Получается, что доковидные 50-60 млрд, которые нам нужны, это сегодня недосягаемая величина? Кинокритик Давид Шнейдеров приводит цифры: за первые полгода в российский прокат вышло 85 российских релизов. Окупилось менее 4% вышедших фильмов, хотя в лучшие годы окупаемость была от 10% и выше. Свыше одного миллиона зрителей собрало всего четыре российских фильма: "Три богатыря", "Лунтик", "Руки вверх" и "Огниво". 81 из 85 фильмов в пролете. Общие убытки российской киноиндустрии превышает 12 млрд руб.
"На мой взгляд, ситуация проста, как грабли — если с улиц Москвы убрать все иномарки, "Жигули" "Мерседесом" не станут. Сказывается отсутствие конкуренции. Мне кажется, ситуация довольно печальна", — говорит Шнейдеров.
"Фонд кино" и Министерство культуры выделяют на производство фильмов порядка 38 млрд руб. в год. В 2023 году Институт развития интернета получил по одним данным 37 млрд руб., по другим 54 млрд руб., но при этом нет должной поддержки кинотеатров. Шнейдеров подводит итог: то есть выделяются деньги, деньги уходят в тартарары, снимается кино, на которое не ходят, а кинотеатры — в беде.
"Многие кинематографисты идут по пути наименьшего сопротивления, бесконечно снимая сказки и делая ремейки старых советских фильмов. Что на самом деле поперек горла, потому что, по моему частному мнению, ни один из современных ремейков в подметки не годится фильмам Данелии, Рязанова, Гайдая и других", — говорит кинокритик.
Что может спасти кинопром? Нужно делать хорошее, крепкое "среднее" кино, но пока не получается выйти на серийное производство. Нужен каждый месяц один, а лучше ближе к двум фильмам типа "Чебурашки" или "Мастера и Маргариты", которые зарабатывают больше миллиарда рублей в прокате. И нужно, чтобы каждую неделю было 1-2 фильма с потенциалом сборов в 300-800 млн, как "Руки вверх", то есть такие "середнячки"-полумиллиардники, поясняет Роман Исаев.
"Получается так, что у нас какие-то картины 20-30 млн собирают — их много, но они погоду не делают. Середина провалена. "Миллиардники" есть, но их не хватает, фильмы уровня "Волшебник Изумрудного города", "Чебурашка" — это такие огромные линкоры, которых априори не может быть много. У нас кадров столько нет в индустрии, чтобы производить 30 "миллиардников" в год. И даже десять. Мы болтаемся в этом замкнутом круге, где нехватка и выпускников вузов, и нехватка кадров в целом, в продакшне, где нет большого количества сценариев, это не только наша проблема", — подводит печальный итог Роман Исаев.