Аналитика


Как по маслу. Почему дорожают продукты питания
Экономика | В России

Растущие доходы населения виноваты в росте цен на сливочное масло, считают власти. Министр сельского хозяйства полагает, что дисбаланс на рынке вызван растущим спросом на продукты питания. Фиксируется более чем на четверть подорожание масла за год. Подорожание яиц тоже произошло из-за роста доходов россиян, уверены власти. Однако доходы повысились далеко не у всех. Почему теперь яйца, масло и некоторые другие позиции корзины стали "продуктами для богатых"? Какие продукты для бедных покупать, чтобы выжить на обычную, не повысившуюся зарплату? И, может быть, на цены влияет что-то еще кроме "заоблачных" зарплат россиян?

Своим мнением с Накануне.RU поделился депутат Госдумы, экономист Михаил Делягин.

Какие факторы влияют на цену продуктов питания?

Михаил Делягин(2021)|Фото: пресс-служба Госдумы— Ключевой фактор, который сегодня влияет на стоимость продовольствия, это, безусловно, произвол монополий по-прежнему. Потому что разница между ценой, по которой товар продаётся торговым сетям, и ценой, по которой этот же товар выкладывается на прилавок, часто довольно существенна, скажем политкорректно.

Но в последние месяцы добавился новый фактор, которого раньше не было. Дело в том, что наше сельское хозяйство существует в значительной степени за счёт льготных кредитов.

Создана такая экономическая модель, в которой на общих условиях нельзя развивать практически никакое производство — на общих условиях заниматься можно только спекуляцией.

Производство можно развивать либо в особых зонах, с особым административным, налоговым, а иногда и таможенным режимом, либо производство можно развивать на льготные кредиты, которые субсидируются из бюджета. Сельское хозяйство развивается за счёт льготных кредитов. С августа в силу роста процентной ставки льготные кредиты, скажем так, резко, драматически сократились. Обычно люди обращают внимание на сокращение льготной ипотеки, но в сельском хозяйстве примерно то же самое. Сильнее всего страдают наиболее сложные производства, в частности — скоропортящихся товаров, потому что если твёрдый сыр может лежать годами и становиться только лучше, то сливочное масло годами лежать не может, это понятно.

Вот производство сливочного масла относится к наиболее сложным видам продукции. Соответственно, сокращение, местами прекращение льготного кредитования бьёт по нему наиболее сильно. И все это результат действий Банка России. С моей точки зрения, результат деятельности Набиуллиной.

Коллаж, Центробанк, Набиуллина(2022)|Фото: Накануне.RU

Я понимаю, действительно, у нас сейчас "кому война, кому мать родна", и те недобросовестные чиновники, которые имеют доступ к финансовым потокам, не знают, куда девать деньги. Но, смею вас заверить, они покупают не бруски сливочного масла — они покупают недвижимость, автомобили, они покупают слитки золота.

Обычные люди, скажем, работающие в ВПК, или у кого родственник в зоне конфликта — да, некоторые из них получили возможность увеличить своё потребление. Но это не настолько значительное увеличение потребления, чтобы разрушить рынок в масштабах страны. Поэтому, я думаю, что ключевой элемент — это действия Банка России.

Ритейлнасколько мы можем его обвинять, или, наоборот, не обвинять в том, что он тоже влияет на цены?

— Знаете, в данной ситуации, конечно, я недоволен ритейлом. Мы можем говорить, что это произвол монополий. Это завышение цен, но, вы знаете, завышение цен на яйца было год назад, и не было завышения цен на макароны. Сейчас на сливочное масло. То есть, явно, что ритейл просто передаёт сигнал, который он получает из других сфер экономики, он его не гасит, не компенсирует. Он не снижает резко рентабельность продажи масла у себя - это, да. Но говорить, что вот у нас все хорошо, все в порядке, а проклятые торговые сети взвинтили цены на сливочное масло — это неправда.

Сливочное масло(2024)|Фото: Накануне.RU

Сейчас, после повышения цен на масло, власти обещают поддержку отрасли. Это поможет удержать цены или, может быть, даже снизить?

— Вы знаете, я не очень много видел примеров снижения цены в монополизированных отраслях, а торговля у нас монополизированная, что бы там ни рассказывали. Некоторое снижение, возможно, будет, но оно точно не будет на 26,4%. Кроме того, когда министр сельского хозяйства говорит, что нужно молиться об урожае, и над ней смеётся вся страна, а потом выясняется, что перед этим резко сократилось льготное кредитование, и действительно непонятно, за счёт чего был убран этот урожай — начинаешь к этому министру сельского хозяйства относиться с уважением.

Льготное кредитование, льготную бюджетную поддержку, конечно, будут оказывать дальше, но в условиях повышения процентной ставки эффективность этих механизмов резко снизится.

Тема роста цен на масло поддерживается в повестке федеральных СМИ, и, возможно, поэтому идет речь о господдержке отрасли. Но цены растут и в других сферах, например, ЖКХ.

— В ЖКХ нужно просто обеспечить аудит, провести проверку, на что расходуются деньги. Вот тогда и выяснится абсолютно чудовищная ситуация с капремонтом, скажем. Капремонт в ряде случаев проводится так, что состояние домов, по крайней мере в Москве, ухудшается. Чудовищная ситуация с мусорной реформой, которая больше напоминает грабёж под предлогом мусора, чудовищная ситуация в целом с "управляйками", которые производят впечатление в некоторых случаях МММ (финансовая пирамида из 90-х), причём московские власти, по-моему, уже отчаялись что-то с ними сделать. Они создали такие бригады аварийные, которые мотаются по городу и просто выполняют работу коммунальщиков.

Поэтому, я думаю, что если проверить обоснованность расчётов, включённых в тариф, то тарифы можно снизить весьма существенно и заметно для населения, а у нас вместо этого коммуналку передают кое-где "на кормление". Называют это словом "концессия". Где-то отдают в собственность бизнесменам, которые либо занимаются шантажом, либо где-то вообще просто собирают деньги и растворяют их.

Тем не менее, в Правительстве не выражают беспокойство, что есть повышение цен...

— Я думаю, они не выражают беспокойство, не выражают озабоченность, потому что боятся не сдержаться и выразить глубокое удовлетворение ростом цен. Или просто боятся проговориться.



Евгений Иванов