Похоже, власти снова обеспокоились уровнем российских школьников в математике и естественных науках. Из года в год число сдающих их или снижается, или находится на очень низком уровне, а средний уровень самих выпускников настолько низок, что молодого грамотного инженера не найти днем с огнем. Об этом давно трубят работодатели. И власти, кажется, это услышали. Но подход вызывает массу сомнений. Подробнее — в материале Накануне.RU.
В субботу, 23 ноября, Правительство РФ поставило задачу повысить качество математического и естественно-научного образования, утвердив комплексный план мероприятий по его повышению до 2030 года, сообщается на сайте кабмина. Документ обещают опубликовать позже, но отмечается, что план включает несколько разделов. Предполагается "модернизация" содержания предметов: обновление федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных основных общеобразовательных программ по окружающему миру, математике, физике, химии и биологии (география в перечень не вошла), а также создание новых учебников и учебно-методических пособий по этим предметам, за исключением окружающего мира. Притом что есть проверенные временем классические учебники советского времени. Но власти, видимо, намерены писать новые.
Второй раздел плана содержит мероприятия, направленные на подготовку учителей и устранение их дефицита в школах. Планируются различные меры содействия выпускникам педвузов, разные стажировочные площадки и т.п. Характерно, что о повышении мизерных зарплат учителей речь не идет. Как в условиях копеечной оплаты труда педагогов привлекать в школы молодых учителей, тем более по таким специфическим предметам, как физика или химия, — вопрос риторический.
Кроме того, чиновники планируют расширение сети профильных классов и классов с углубленным изучением математики, физики, химии и биологии, проведение профориентационной работы математической, инженерной и естественно-научной направленности. В четвертом же и пятом разделах из сообщений пресс-службы кабмина трудно понять что-либо конкретное — настолько там закручены формулировки.
Важной новостью является анонс введения обязательного вступительного испытания по физике на все инженерные направления вузах, а также обязательных вступительных экзаменов по профилям педагогической подготовки, в том числе по математике, физике, химии и биологии, при поступлении в педвузы. Первое должно произойти в 2026 году, то есть совсем скоро. Нынешние десятиклассники, планирующие поступать на технические специальности, уже будут обязаны сдавать ЕГЭ по физике. Для учителей планируется это сделать в 2027 году. То есть при поступлении в педвуз на учителя физики нужно будет обязательно сдавать физику. Поразительно, но до сих пор этого не было.
Власти хотят увеличить до 30% долю учителей математики, физики, химии и биологии в возрасте до 35 лет к 2030 году и чтобы ежегодно росло не менее чем на 10% число изучающих математику и естественно-научные предметы углубленно или на профильном уровне. А доля выпускников, выбравших ЕГЭ по профильной математике и естественно-научным предметам — химии, физике, информатике и биологии, — к 2030 году должна увеличиться до 35%. При этом, насколько можно понять, 35% — это по каждому предмету. В этом году физику и химию сдавали менее 15% выпускников, биологию — 17%, информатику — 21%, а вот профильную математику — более 40%. И включение в этот список ЕГЭ по профильной математике вызывает только недоумение. То есть по естественно-научным предметам нужно повысить долю сдающих их в два раза всего за пять лет. Возможно ли этого достичь за столь короткий срок?
Глава Санкт-Петербургского городского родительского комитета, учитель информатики Михаил Богданов напоминает, что настоящий учитель физики или информатики сегодня в школах — это "краснокнижный" специалист. Поэтому власти могут обязать выпускников сдавать физику, но обеспечить ее хорошее преподавание в школах — нет. Так что произойдет просто рост рынка репетиторских услуг по физике и другим предметам. По факту это означает платное общее образование. Он также провел опрос в своем телеграм-канале на эту тему. Проголосовали более 1000 человек. И оказалось, что за "бесплатное" школьное образование платят 60% родителей — именно столько водят детей к репетиторам. Только 27% не обращаются к репетиторам, ограничиваясь школьными занятиями. А в среднем на образование родители тратят 10 тыс. руб. в месяц (без учета кружков и секций)! Несмотря на вероятную нерепрезентативность выборки, результаты более чем показательные.
Доктор технических наук профессор Евгений Белый тоже вопрошает: а как привлечь молодых учителей в школу, не повышая им зарплаты? А они расти не будут. Так, на прошлой неделе Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2025-2027 гг. И доля расходов на науку и высшее образование сохранится на жалком уровне 2% ВВП. Доля бюджета, выделенного на высшее образование, постепенно вырастет с 1,58% в 2025 году до 1,68% в 2027-м. В абсолютном выражении рост расходов на науку и высшее образование составит 175 млрд руб., или 9%. Но инфляция это полностью обесценит.
Что могут улучшить власти в образовании, не увеличивая его финансирования? Это напоминает анекдот от Михаила Задорнова про богача, у которого тоже кризис: он только и думает о том, как построить дом площадью 12 соток на участке в 6. То же самое, похоже, собирается проделать Правительство. А значит, все ограничится чисто административными мерами. Обязать сдавать — обяжут, а вот учить физике как некому было, так и будет некому.
Член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук и лидер "Родной школы" Алексей Савватеев утверждает, что кадровая катастрофа достигла таких масштабов, что даже в европейской части страны во многих районах на десятки километров вокруг не найти учителя математики или физики.
Руководитель общественного движения "За возрождение образования", профессор математики Александр Иванов тоже поражен этим фактом: денег в бюджете нет — но образование будем улучшать. Это уже напоминает одесский анекдот, когда Жору призывают начинать жарить рыбу. "Так рыбы нет!" — "Жора, вы жарьте! Рыба будет". Эксперт также обращает внимание на пункт о расширении сети профильных математических и естественно-научных классов и увеличение на 10% ежегодно доли детей, выбирающих изучение математики, физики и т.д. на углубленном уровне и в профильных классах.
"При таких "контрольных цифрах" мы очень скоро можем дожить до того, что в единственном классе небольшой сельской школы будет только "углубленное изучение" всех точных наук по неподъемным программам при отсутствии учительских кадров. А профиль выпускного класса там будет непременно физико-математический. Напомним, что углубленный уровень изучения дисциплин детям велено выбирать (по ФГОС) к седьмому классу, когда их представления о будущей профессии мутны и неопределенны, а способности к точным наукам (или неспособность к ним) часто еще не выявились", — пишет профессор Иванов.
Что это, если не профанация? Дети на бумаге станут углубленно изучать математику и физику? А на деле? Кому это нужно? Напомним, в 2023 году, по данным Минпроса, в России действовали 80 тыс. классов профильного обучения, из них почти 12 тыс. — технологических, 10 тыс. — социально-экономических, 6 тыс. — химико-биологических, 2,4 тыс. — физико-математических. Видимо, число последних и будут "расширять". Это, конечно, хорошо, вот только кадры для них где брать? Или нормально платить будут только учителям в "профильных" классах? А на остальных махнут рукой? Это что, сегрегация учителей? Ответов на эти вопросы нет.
Ключевым же пунктом плана властей профессор математики считает п. 32: "Разработка предложений по совершенствованию заданий государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам среднего общего образования по физике, химии, биологии (2024 год, далее — ежегодно)".
"В этом предложении в сто первый раз повторена ключевая ложь, на которой держится вся система ЕГЭ, порождающая те самые проблемы, которые как бы пытаются решать. Никакой итоговой аттестации за курс средней школы у нас нет. ЕГЭ по физике, химии, биологии и т. д. — это вступительные экзамены в вуз, не имеющие к ГИА никакого отношения. И наверху об этом отлично знают. Потому не могут не знать и то, что существенных результатов при "выполнении" предложенного плана не будет и быть не может", — пишет эксперт.
Он напоминает, что программы "повышения качества математического образования" стали традицией. На его памяти это происходит в четвертый раз и всегда по одной схеме: президент дает поручение, правительство принимает план, а образование, невзирая на "комплекс мероприятий", продолжает деградировать. Через некоторое время все повторяется снова.
Александру Иванову написали характерный комментарий, что в "профильных" классах профилю не учат — дают базу. "А профиль — из кармана родителей у репетитора".
Сейчас половина российских школьников боятся математики, как выявила Российская академия образования. Это результат преподавания математики в обычной школе, включая программы, учебники и нехватку учителей. Президент РАО и экс-министр просвещения Ольга Васильева заявляла, что каждый пятый ученик начальных классов вообще не желает заниматься математикой. А в средней школе это процент еще выше. В 2019 году группа исследователей электронной базы олимпиад "Знаника" провела масштабное исследование уровня школьников по математике. И результаты показали, что 50% не усваивают школьную программу. К тому моменту, когда школьники должны свободно владеть навыками сложения, вычитания, умножения и деления, они испытывают трудности с выполнением этих простейших арифметических действий. Две трети школьников не могут это безошибочно делать (!). А 75% девятиклассников допускают ошибки в простейших системах двух уравнений.