Аналитика


Олег Смирнов: С программой по выпуску 1000 самолетов к 2030 году всех обманули
Экспертное мнение | В России

Руководители "Яковлева" Андрей Богинский и "Туполева" Константин Тимофеев покидают свои посты, сообщили в ОАК. По словам одного источника "Коммерсанта", Богинского снимают за невыполнение программы гражданской авиации, а другой источник говорит о переходе последнего в правительство. Действительно, программа строительства к 2030 году тысячи гражданских лайнеров постоянно "сдвигается вправо", и в 2023 году в России впервые за 100 лет не выпустили ни одного нового самолета, такая ситуация рискует повториться и в 2024-м, хотя по программе нужно выпускать примерно по сотне в год. Какое у нас положение дел в гражданской авиации и как рассматривать эти увольнения, своим мнением с Накануне.RU поделился заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов:

— Ситуация, в которую гражданская авиация нашей с вами страны попала впервые за 100 лет, имеет, конечно, конкретных виновников, ещё начиная с 1991 года, когда было объявлено нашим председателем правительства [Егором Гайдаром] о том, что "Запад нам поможет, и я договорился с "Боингом", что "Боинг" даст любое количество самолётов". Вот это было предательское, абсолютно не мотивированное заявление человека, не инженера по образованию. И оно вылилось в политику уничтожения национального самолётостроения.

А ведь мы были великой авиационной державой. К примеру, в 1990 году в системе гражданской авиации мы имели 14 тыс. летательных аппаратов и ни одного западного. Наконец-то через 30 лет наше руководство поняло, какую ошибку совершило и в какую яму мы упали сейчас, и было принято правильное решение по импортозамещению, но на 30 лет запоздавшее — о том, чтобы выпускать собственные самолёты, возродить производство национальных воздушных судов. Была создана программа, подписанная председателем правительства, на выпуск 1000 с лишним самолётов.

Но у нас, профессионалов, такое впечатление, что программа составлялась не авиаторами, не конструкторами и прочими, а опять какими-то "эффективными менеджерами", которые только спят и видят, когда им бюджетные миллиарды дадут, чтоб потом их "освоить в массовом порядке". Ведь даже школьник понимает, что на 1000 самолётов нужно 2000 двигателей, а где их возьмёшь, когда ни один двигатель в массовом порядке не выпускается, а комплектующих на 1000 самолётов нужны миллионы? На коленке их не сделаешь. Нужны заводы, нужно оборудование, нужны станки, а наше национальное станкостроение было разрушено теми же людьми. И поэтому, чтобы не смешить специалистов дальше, эта программа начала на следующий же день после выхода смещаться по срокам вправо, как вы знаете, это у нас мастера делать.

Макет МС-21-310 на экспозиции форума-выставки "Территория будущего. Москва 2030" (2024)|Фото: Накануне.RU

Программа была анонсирована в 2022 году, но предыстория у этого долгая. Например, МС-21, 2011 год. Президент РФ Дмитрий Медведев присутствует на выкатке этого самолёта, и президент говорит следующие слова: в 2013 году мы будем летать, товарищи, граждане, на этом самолёте. Какой год сегодня? И потом вот эту ложь повторяли все, потому что, ну, видят, раз президент обманывает, почему бы нам не побаловаться? И все говорят: будет в 2015, потом в 2016, потом в 2018, потом в 2020, потом в 2023, сейчас — 2024, и уже говорят, что будет в 2025. Почему такая цепочка? Потому что никто не понёс никакой ответственности — так же, как и сейчас.

Вот вы задали вопрос конкретный: людей освободили от должностей. Не только этих людей от должностей надо освобождать. Надо освобождать тех, кто согласовал эту программу — непродуманную, непросчитанную, непрофессиональную. А у нас министр промышленности — его повысили до зампреда правительства. Так что директора заводов не при чём — это мелкая сошка. Вот тех людей, которые согласовывали эту программу, всех надо убрать с руководящих должностей, без права когда-либо занимать их. На месте председателя правительства я поступил бы таким образом — ему подсунули, его подвели, чтобы он подписал эту программу.

И все-таки, поскольку эта проблема у нас остаётся жизненно важной, поскольку без авиации Россия с площадью 17 000 000 квадратных километров не может существовать по определению, то вопрос все-таки надо решать, а как решать — эту программу надо выполнять, потому что президент везде её озвучил, и везде говорит, что надо. Надо её выполнять, но её выполнять можно сейчас только в мобилизационном режиме — так же, как мы перевели режим обеспечения СВО техникой в мобилизационный режим, вот в таком же режиме надо выполнять эту программу.

Что значит мобилизационная программа для гражданского типа продукции? Первое — это качество изделия, притом качество конкурентное с другими самолётами — западными. Второе — это своевременно выполнение сроков. И третье — персональная ответственность, от токаря и слесаря до министра и члена правительства. Обещанного качества нет — долой. Вся цепочка, по чьей вине это произошло, сроки сдвинулись — долой всех их. Вот тогда в мобилизационном режиме можно что-либо поправить. Если эта ложь тотальная будет продолжаться так, как она лилась из всех высоких уст 30 лет, мы обречены на то, что не успеем сделать нужное количество самолётов к моменту, когда все "Боинги" и "Эрбасы" выработают свой ресурс или остановятся из-за отсутствия запасных частей и механизмов.