Аналитика


Максим Калашников: "Орешник" способен переломить ход СВО, но есть нюансы
Экспертное мнение | В России

Издание "Военная хроника" сообщает, что в результате удара новой баллистической гиперзвуковой ракетой "Орешник" были повреждены цеха "Южмаша" изнутри. Ракета проникла сквозь толщи грунта, железобетонных перекрытий и нанесла поражение с мощностью, сравнимой с двумя ФАБ-250, что позволило повредить даже подземную инфраструктуру завода. Заместитель начальника факультета Генштаба Военной академии Беларуси Андрей Богодель предположил, что "Орешник" был оснащён кинетической боеголовкой, состоящей из кассет с поражающими стержнями, аналогичными так и не оконченному американскому проекту "Стрелы бога". Своим мнением о возможном уроне заводу и перспективах применения "Орешника" с Накануне.RU поделился футуролог, публицист Максим Калашников:

— Неядерное стратегическое оружие в виде вольфрамовых урановых стрел — это давняя задумка. И действительно, была американская программа быстрого глобального удара, они её, правда, не закончили, но они как раз свои ракеты подводных лодок и наземного базирования хотели оснащать снопами таких вот стрел — вольфрамовых или из обеднённого урана. Кинетическая энергия снопа таких стрел, которые летят со скоростью 10-12 Махов, а то и больше, такова, что никакая броня от них не защитит. То есть, за счёт огромной скорости они пронижут любую броню, достаточно глубоко уйдут в грунт, пробьют железобетонные перекрытия, и только за счёт того, что их кинетическая энергия переходит в тепло, они без взрывчатки обеспечивают эффект хорошей авиабомбы, это действительно так.

Что касается "Южмаша", по моим сведениям, я опубликовал их в своём telegram-канале, были пробиты перекрытия между 7-8 цехами, четыре уровня получили серьёзные повреждения. То есть, на самом деле, боеголовки пробили перекрытия, ушли под землю. Поэтому внешне, на поверхности, "Южмаш", вроде как, не пострадал, но внутри, по тем сведениям, которые есть у меня, получен значительный эффект разрушения.

Если ракета все-таки была одна, то понятно, что эффект поражения все-таки ограничен. Тем не менее, я считаю, что это очень перспективное оружие, которое может позволить нам наносить стратегические удары, сравнимые по мощности с тактическим ядерным боеприпасом, но без радиационного заражения и всех политических побочных эффектов применения ядерного оружия.

На Украине ещё есть цели для применения "Орешника". Это центры принятия решений прежде всего — не заводы, не энергетика. Я вообще считаю, что энергетику бить практически бесполезно, потому что наказываешь в основном простонародье, а верхушка не страдает. Целями должны быть бункеры, где представители верхушки могут прятаться, мосты через Днепр — на один мост может уходить 2-3 ракеты, удары не очень точные, это безусловно, но за счёт вот этого эффекта снопа, тучи стрел, летящих с огромной скоростью, эффект может достигаться. Также это железнодорожные узлы со стрелочным хозяйством. Если вы видели узловые железнодорожные станции в плане, то это очень сложное техническое сооружение с целым стрелочным хозяйством, автоматикой, депо и прочим. И поражение железнодорожных узлов гораздо важнее, чем энергетика. Целями должны быть и хранилища горюче-смазочных материалов, склады боеприпасов, безусловно, армейские командные центры оперативного командования, не только центр принятия решений.

Вопрос заключается в том, а способна ли Российская Федерация сейчас быстро произвести достаточно много ракет типа "Орешник" и сформировать штатные части для их применения. Поскольку в нашей стране нет Государственного комитета обороны, который навязывает экономические, управленческие и военные решения, то я очень сильно в этом сомневаюсь. Я боюсь, что у нас этих "Орешников" очень мало.

Возможность нанесения подобных ударов "Орешником" — это ключевой фактор для победы. Российское руководство в первые часы СВО не накрыло центры принятия решений, не накрыло важные железнодорожные узлы, склады ГСМ, нефтеперерабатывающие заводы, мосты, потому что если ты вырубаешь всё это, то вооружённые силы Украины превращаются в никем не снабжаемую, никем не управляемую деморализованную толпу, у которой нет ни горючего, ни боеприпасов, ни подвоза подкреплений. Это надо было делать в первые часы СВО. Так делали американцы в Ираке дважды, так израильтяне поступали, кстати говоря, в своих войнах с арабскими государствами.

То есть, сейчас единственный ключ — "Орешники", нужно применять их в сочетании с другими силами, с дронами, с другими гиперзвуковыми ракетами, и не только гиперзвуковыми — но способна ли Российская Федерация сейчас провести вот такую ракетно-дроно-авиационную операцию на паралич тыла и управления — в этом есть очень большие сомнения.