— "Рейтерс" пишет о том, что Китай чуть ли не в следующем году перестанет потреблять нефть, это, конечно, нереально. Китай — один из крупнейших мировых потребителей нефти. И если что-то будет происходить со спросом на нефть в Китае, то это будет происходить очень-очень постепенно.
Китай действительно активно развивает электрокары, производит их как для внутреннего рынка, так и для внешнего, и продажи огромными темпами растут, во многом за счёт низкой базы, но, тем не менее, в любом случае численность электрокаров в Китае очень большая, и Китай если не уже в лидерах, то, наверное, в ближайшее время мы увидим, что во всем мире он будет лидером по количеству электрокаров. Да и вообще у них автопарк растёт, и в том числе продаётся много автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Поэтому говорить о том, что Китай отказывается от нефти — нет, он её по-прежнему потребляет очень много, от нефти он не отказывается ни сейчас, ни в ближайшие десятилетия не откажется.
Поэтому стоит ожидать, может быть, определённых изменений в динамике потребления нефти в мире, в Китае, в частности. Но опять же, пик нефти, когда уже начнёт снижаться объём потребления в мировых масштабах, ещё не пройдён и, может быть, не будет пройдён даже в 2020-х годах, может быть, только что-то в 2030-х изменится. И если мы говорим о том, чтобы электрокары вытеснили с рынка существенную долю автомобилей на двигателе внутреннего сгорания, чтобы это было видно на мировом потреблении нефти, то тут, скорее, речь пойдёт про 2030-е годы, чем 2020-е.
Сейчас же мы видим разные региональные тенденции. В Европе как раз снижается объём потребления нефти, скорее в Соединённых Штатах будет снижаться со временем, где-то, наоборот, он будет расти — в Африке, в Индии, в Юго-Восточной Азии продолжается рост потребления нефти. Поэтому, скорее, можно говорить о перераспределении структуры нефтяного рынка, но не об отказе от нефти как таковой.
Насколько Россия готова к изменению структуры, как это изменение будет сказываться на экономике? Проблем с реализацией нашей нефти нет, мы продаём её. У нас, правда, теперь довольно сконцентрированные рынки сбыта, в частности, Индия, Китай занимают около 85-90% экспорта. Если мы добавляем сюда Турцию, то это уже под 95% примерно экспорта российской нефти. Поэтому наши рынки сконцентрированы. Но, тем не менее, мы перешли на экспорт именно в те страны, где от нефти отказываться не собираются. Индия растёт, Китай с проблемами, но тоже постепенно подрастает. Они не ставят перед собой задачу как можно быстрее отказаться от нефти, в отличие от европейцев.
Наша основная задача — это добывать нефть в нужных объёмах, потому что из-за санкций часть западных технологий для нас закрыта, поэтому нужно разрабатывать собственные. Вторая задача — это снижать издержки при экспорте и продаже нефти, соответственно, работать в национальных валютах, снижать издержки при переводе денег, снижать издержки при транспортировке нефти. Мы видим, что мы пользуемся тем самым теневым флотом, там ещё куча страховых компаний, тоже альтернативных появилось вот в этих сегментах. Нам нужно снижать издержки для того, чтобы больше денег от продажи нефти оставалось и компаниям, и бюджету.