Минвостокразвития РФ стремится в ближайшей перспективе обеспечить стабильную круглогодичную навигацию на всем протяжении Северного морского пути (СМП). Это необходимо для выполнения задач по кратному наращиванию грузоперевозок в акватории арктических морей, поставленных президентом России Владимиром Путиным. Однако в настоящее время остается крайне актуальной проблема строительства новых судов — ледоколов и арктических танкеров, да и СПГ-проекты, которые должны были обеспечить львиную долю загрузки, оказались на грани остановки. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Гендиректор "Ростатома" Алексей Лихачев недавно заявил, что за десятилетие грузопоток на СМП "вырос на порядок и продолжает ежегодно обновлять рекорды". В текущем году специалисты ждут уровня в 38-40 млн тонн, что выше показателя прошлого, составившего 36,2 млн. Однако в 2022 году, когда правительство РФ утвердило план развития Севморпути, в нем фигурировали значительно более высокие цифры — до 80 млн тонн в 2024 году. Такие же показатели значились и в майском указе президента от 2019 года. Реальность их кардинально скорректировала. Алексей Лихачев связывал произошедшее с "огромным санкционным давлением".
Весной текущего года стало известно о приостановке производственных процессов на проекте "Арктик СПГ-2" "НОВАТЭКа" в ЯНАО. Три линии предприятия должны были к 2026 году суммарно давать около 20 млн тонн сжиженного газа. Сообщалось о проблемах с внедрением отечественной технологии сжижения газа "Арктический каскад", да и санкции сужают рынки сбыта. Соответственно, в таких обстоятельствах проект, вложения в которые превышают 25 млрд долларов, не может отбивать инвестиции, а СМП теряет "запланированные" ранее миллионы тонн грузов.
Да и достижение даже этих показателей сталкивается с несколькими ключевыми проблемами, помимо внешнего давления и проистекающих из них негативных последствий. Среди них — необходимость обеспечения стабильного круглогодичного транспортного сообщения, прежде всего, в восточном секторе — море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Кроме того, стоит задача в сжатые сроки нарастить возможности флота, как ледокольного, так и танкерного.
Танкерного флота, в первую очередь, судов класса Arc7 сейчас недостаточно. На текущий момент ими располагают "Ямал СПГ" "НОВАТЭКа", Новопортовское месторождение "Газпром нефти" и "Норильский никель", причем ресурсы "Ямал СПГ" идут на восток только в течение расширенной летне-осенней навигации. Возможности фрахта судов такого класса отсутствуют. Не решена и проблема ледокольного флота, даже при появлении "Чукотки" и завершении ходовых испытаний "Якутии", стартовавших буквально накануне. Еще два судна — "Ленинград" и "Сталинград" — находятся в процессе строительства.
На середину текущего года на СМП работало 10 ледоколов, при этом еще летом 2022 года глава ФГУП "Атомфлот" Леонид Ирлица акцентировал, что для решения ключевой задачи нужно не менее 13 судов. Также для полноценной работы на СМП необходимо не менее 90 крупнотоннажных судов усиленного ледового класса. Строятся они на верфи "Звезда" в Большом Камне, а для того, чтобы подключить к этим работам "Балтзавод" и "Северную верфь", необходимо порядка 20 млрд рублей.
Тем не менее, несмотря на угасший оптимизм, наблюдатели полагают, что задачи, пусть и с задержками по срокам, выполнить удастся.
"Маловероятно, что изменяющийся курс рубля окажет влияние на строительство различных судов для СМП и тому есть следующие объяснения, — рассказал Накануне.RU ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. — Во-первых, строительство таких судов будет происходить в основном из отечественных материалов и комплектующих, на них будут ставить отечественное оборудование, доля иностранного оборудования будет небольшой, и даже оно будет из дружественных государств. Во-вторых, РФ уделяет строительству различных судов для СМП большое внимание, во многих случаях именно государство выступает их заказчиком, и оно может увеличить вложения в их строительство, что позволит компенсировать изменения курса рубля и ключевой ставки. Кроме того, государство может предоставить таким проектам различную поддержку по уплате налогов и сборов, что также позволит компенсировать изменения национальной валюты и размер ключевой ставки",.
В итоге, по мнению эксперта, Северный морской путь поможет снизить растущую нагрузку на традиционные маршруты экспортных поставок, а также дать новый импульс транзитным перевозкам. При этом ассортимент не исчерпывается продукцией ТЭК.
"По прогнозу Министерства природных ресурсов и экологии РФ, увеличение перевозок минерального сырья в акватории Северного морского пути к 2026 году по действующим инвестиционным проектам составит до 42 млн тонн. Также рост перевозок по СМП может быть достигнут за счет увеличения перевозок лесных грузов, строительных материалов, зерна, химической продукции, машин и оборудования и все эти грузы могут перевозить из РФ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, разгрузив тем самым существующие маршруты и отечественные порты. Также по СМП могут перевозить транзитные грузы, в первую очередь, контейнеры", — резюмирует аналитик "Финам менеджмент".
Прогнозы ряда специалистов о скором кардинальном изменении климатических условий в Арктике отраслевики называют "смехотворными". На просьбу прокомментировать итоги исследований ученых Гетеборгского университета (Швеция) и университета Боулдера в Колорадо (США), согласно которым "лед в арктической зоне может растаять уже через несколько лет", собеседник издания, близкий к Гидрометцентру РФ, назвал их "не имеющими отношения к реальности".
"Нет ни малейших предпосылок к подобному развитию событий. Полагаю, подобные прогнозы могут всерьез делать псевдоактивисты типа Греты Тунберг и ее сторонников, но никак не серьезные исследователи. Да, в Арктике может наблюдаться период теплых лет, но это процесс цикличный, и он сменится холодными годами. И если на западе Арктики климат, действительно, несколько мягче, то, например, Восточно-Сибирское море даже ото льда не каждый год полностью освобождается", — говорит специалист.
Собеседник агентства предлагает обратить внимание на сводки "Главсевморпути", согласно которым, к примеру, в текущем году зафиксировано раннее льдообразование в восточном секторе, связанное с большим количеством остаточного льда в море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях. По этой причине был сокращен период летнее-осенней навигации, выход последнего каравана из Певека на запад был намечен на 10 ноября.