Аналитика


На заводах не хватает кадров — курьером работать выгоднее
Общество | В России

В России курьерами работают около 1,5 млн человек и еще около 500 тыс. сотрудников заняты на обслуживании сервисов доставки, в том числе на сборке товаров. Как заявил 2 декабря директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга РФ Никита Кузнецов, основную массу курьеров и сборщиков составляют здоровые и физически сильные люди, без которых остаются производительные сектора экономики, где сейчас острый дефицит кадров.

"Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовых сил и трудовых ресурсов", — указал он.

Кузнецов посетовал, что доступность услуг курьеров отучила большую часть потребителей "от банального навыка просто ходить по магазинам". По его мнению, сами по себе сервисы убыточны, а их работа поддерживается за счет дотаций инвесторов.

Растущая популярность работы в доставке очевидна, но можно ли это назвать проблемой? Ведь это характерно не только для России, а для постиндустриального общества в целом, одной из главных черт которого является преобладание сферы услуг в экономике. Как можно переманить тысячи молодых трудоспособных людей с продуктового склада на, условно говоря, машиностроительный завод? К сожалению, или к счастью, без повышения зарплат в производственных отраслях не обойтись.

Зампред Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков подтверждает, что дисбаланс в трудовых ресурсах между сферой услуг и производственным сектором — не уникальная проблема. Она возникает везде, где обслуживающий персонал получает возможность зарабатывать сумму, сопоставимую с зарплатой квалифицированного работника.

"Оттягивают ли сервисы доставки людей из реального производства? — Да, оттягивают. Что нужно с этим делать? — Нужно больше платить реальному производству. Это даже не означает, что там платят недостаточно — там платят меньше, чем в сервисе. То есть проще ходить и доставлять заказы людям, чем стоять у станка", — объясняет эксперт.

Курьер "Яндекс-доставки"(2024)|Фото: Накануне.RU

По версии платформы "Мигрант Сервис", профессия курьера действительно находится на первом месте среди самых высокооплачиваемых: максимальная зарплата на конец первого полугодия достигла 155 тыс. руб. против 148 тыс. руб. в начале года. Столько же получают IT-специалисты на начальных и средних должностях. На втором месте производственные рабочие — их зарплаты тоже ощутимо подросли и достигли 147 тыс. руб. Но ключевым здесь остается то, что очень трудолюбивый курьер может за месяц заработать больше, чем компетентный инженер.

При этом не стоит забывать и об огромном спросе, которым пользуются курьерские сервисы, обращает внимание Шершуков. Многим людям действительно удобно заказывать доставку, вместо того, чтобы ходить в магазин, и от этого никуда не деться.

Однако об избытке работников в сервисах доставки говорить тоже не приходится, учитывая происходящий с недавнего времени отток мигрантов, доля которых среди курьеров всегда была велика. А ведь это тоже могло повлиять на рост зарплат в отрасли — теперь курьерским службам необходимо привлекать к развозу продуктов россиян.

"У нас вообще-то уже введены достаточно большие ограничения в том смысле, что уменьшилось количество иностранной рабочей силы. У нас иностранная рабочая сила в ряде регионов ушла из сервисов доставки", — напоминает собеседник Накануне.RU.

Это новая отрасль, которая возникла буквально несколько лет назад на наших глазах, отмечает экс-министр труда, экономист Сергей Калашников, указывая на то, что особенное развитие курьерские сервисы получили в период эпидемии коронавируса.

"Она [доставка] бурно развивается и, как всякая бурно развивающаяся отрасль, потребляет много трудовых ресурсов. Поэтому протестовать против того, что появилась новая, необходимая обществу отрасль — бессмысленно", — подчеркивает эксперт.

Доставка еды(2020)|Фото: Накануне.RU

Он тоже считает, что заработная плата является единственным средством, с помощью которого можно регулировать перераспределение рабочей силы: "Если сталеварам будут платить больше, чем доставщикам пиццы, то, конечно, люди пойдут в сталевары".

"Это общественно-значимое явление, регулируемое чисто экономическими процессами. Представьте себе: возьмет какой-нибудь губернатор и запретит принимать гастарбайтеров на эту работу — тяжелую, кстати, работу. Людям в этом регионе станет лучше? Хотели бы они жить без этих удобств?" — рассуждает Калашников.

По его словам, Россия не в первый десяток раз сталкивается с перетоком рабочей силы в новую отрасль — подобные процессы идут с начала 19 века. И за это время были выработаны все инструменты для обратного "перетягивания" кадров из одной отрасли в другую — к ним относятся прежде всего условия труда и зарплата.

Хотя модель "плати деньги и к тебе придут работать" верная и экономически оправданная, но она, все-таки, довольно примитивная. Чтобы справиться с ситуацией, о которой говорят в Минпромторге, необходимо формировать дополнительные методы привлечения рабочих ресурсов, обращает внимание экс-министр труда.

"Формы, которыми мы не занимаемся — это организованный набор. Раньше мы, при определенных условиях, организационно набирали рабочую силу для работы на северах, на промысловых судах, туда, где нам нужна была рабочая сила, а люди не хотели идти по тем или иным причинам или им не хотели платить большую зарплату. Тогда из регионов, в которых есть избыток трудовых ресурсов, набирали специальными контрактами рабочих и они определенный срок там отрабатывали", — обращается Калашников к имеющемуся в России опыту.

По его мнению, подобные практики были полностью потеряны за последние 30 лет и требуют восстановления.



Андрей Казаков