Последние 30 лет, начиная с Гайдара, наши руководители работали в парадигме "Запад нам поможет", и теперь в гражданской авиации основную нагрузку перевозок тянут "Боинги" и "Эйрбасы", но в связи с санкциями их ресурс заканчивается. И если нарисовать график "ресурс оставшихся самолетов" — "время", то можно увидеть, что ресурсы выработаются и дойдут до нуля после 2030 года. Правительство РФ несколько лет назад одумалось, утвердило программу строительства 1000 новых отечественных лайнеров к 2030 году, но пока она так и не заработала.
И самое страшное, что может произойти, это когда "Боинги" и "Эйрбасы" выработают ресурсы, а летать-то будет не на чем, и мы лишимся воздушного транспорта. Вот уже Минтранс забросил идею о том, чтобы разрешить другим странам производить у нас каботажные полеты. Что это такое? Приглашается самолет с экипажем любых компаний — СНГ, дружественных, недружественных, так называемый мокрый лизинг, и эти самолеты выполняют рейсы по нашей стране и за рубеж, техническое обслуживание полностью. Из-за чего, на мой взгляд, возникла эта идея — а именно из-за того, что программа гражданской авиации постоянно "сдвигается вправо" и не выполняется.
А заграничные экипажи, конечно, с удовольствием пойдут на наши линии — у любой авиакомпании мира слюнки текут от рейса Москва-Хабаровск или Москва-Владивосток, такие плечи по 7-9 часов полета в один конец — это с точки зрения авиационного бизнеса просто мед. Но министр не продумал тот факт, что если мы пойдем на этот шаг, то мы потеряем небо России, будем всадником без головы. Небо — это голова, на небе мы зарабатываем большие деньги. И вообще, любая страна, любое государство не отдает возможность летать по внутренним линиям чужим авиакомпаниям. А у нас сейчас уже звучат предложения такие, это пока предложения, но появляются они неспроста.
Это значит, кто-то убедил министра, что 2030-й год — вот он, программа не будет выполнена, летать будет не на чем? Такого развития событий допустить нельзя, ведь это потеря неба, потеря нашей самостоятельности как государства, потеря работы для наших пилотов, инженеров, техников, для всех, кто обслуживает самолеты. В итоге зарубежные страны придут к нам и займут лидирующее положение, и тогда цены на билеты взлетят сразу в 10 раз, потому что никто не будет беспокоиться о гражданах не своей страны. Речь идет о потере нами воздушного транспорта, никогда наша страна с этим не сталкивалась.
Выходы есть. Нужно лицом повернуться к самолетостроению, к авиации вообще, а не как сейчас. У нас единственная страна, где нет единого полномочного органа государственного регулирования в этой сфере. И программу развития гражданской авиации пора реализовывать в условиях мобилизационной экономики. Что такое мобилизационная экономика для гражданских воздушных судов? Первое — это выпуск конкурентоспособной продукции высокого качества. Второе — это своевременность выпуска этих самолетов. И третье — персональная ответственность всех, кто занят в этой сфере, от слесаря, токаря, сварщика до министра и до члена правительства, курирующего самолетостроение. Если такого-то числа самолет не выпустили — долой виновного, министр он, не министр, председатель правительства — долой. Если будет наступать персональная ответственность, то мы выполним любую программу.
По сей день, кстати говоря, ни одна государственная программа по гражданскому самолетостроению не была выполнена, и никто не понес наказание, а даже наоборот. Руководителя ОАК назначают губернатором Ростовской области, министр промышленности ни одной программы по гражданскому самолетостроению не выполнил — его делают заместителем председателя правительства. С таким подходом и эту программу мы завалим и доведем все дело до коллапса и потери неба.
Заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов для Накануне.RU