Между главой Чечни Рамзаном Кадыровым и Следственным комитетом началось противостояние.
Кадыров заступился за 14-летнего подростка из Чечни, которого обвиняют в хулиганстве, и заявил, что председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин и министр внутренних дел Владимир Колокольцев сидят не на своих местах, потому что не выезжают в регионы и не общаются с людьми. Также Кадыров заявил, что делом парня занимается он лично совместно с правозащитниками, депутатами и сенаторами. И заверил, что все вопросы уже решил, поэтому Муслим "скоро освободится".
Напомним, в Москве сейчас расследуют уголовное дело по статье "Хулиганство". По версии следствия, компания молодежи нападала на людей. Среди обвиняемых есть 14-летний уроженец Чечни Роман (Муслим) Мурдиев. Кадыров считает его несправедливо обвиненным.
В СК сообщили, что пятеро подростков провоцировали конфликты со случайными прохожими и вступали в драку. В сентябре прошлого года они напали на одного взрослого и семерых несовершеннолетних.
В ведомстве отметили, что в ходе расследования получены показания обвиняемых, которые подтверждают факт вступления ими в сговор для совершения хулиганских действий, а также показания потерпевших и свидетелей. Кроме того, обнаружены электронные носители информации с видеозаписями совершенных нападений.
После заявления Кадырова Следственный комитет РФ опубликовал видео драки с участием подростка, в защиту которого выступил глава Чечни. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков отказался давать оценку заявлениям Кадырова.
Как будет публичный конфликт главы Чечни с главами российских силовых ведомств развиваться дальше и каких действий для его урегулирования можно ожидать от Кремля?
Пока президент или кто-то еще не переведет дискуссию из публичной плоскости в закрытую, конфликт действительно может продолжиться, считает политолог, президент Центра развития региональной политики Илья Гращенков.
"Думаю, что в конечном итоге все решится за закрытыми дверьми — посадят людей напротив друг друга, чтобы они решили свои проблемы", — говорит эксперт, подчеркивая, что в публичном поле ни одна из сторон не готова "уступать".
Само выступление Кадырова с обвинениями руководителей федеральных ведомств стало возможным потому, что в российской политической иерархии он имеет привелегированный статус, а подросток, который удостоился такого внимания от главы Чечни, может входить в какой-нибудь клан, обращает внимание политолог.
"Разумеется, он [Кадыров] ведет себя как федеральный политик — помимо того, что он глава региона, он еще и духовный лидер какой-то части мусульман, а также выполняет важные для власти задачи: батальон "Ахмат" воюет на СВО, "личный пехотинец" Путина, имеет связи с арабским миром. То есть, конечно, он не рядовой губернатор. И Кремль за это, конечно, платит, в том числе особым отношением, но при этом всегда пытается нивелировать проблемы", — рассуждает собеседник Накануне.RU.
Такое положение дел, конечно, устраивает не всех. По словам Гращенкова, тот факт, что чеченские МВД и Следственный комитет де-факто подчиняются лично Кадырову, не нравится Бастрыкину и многим другим "федералам", но сделать с этим они ничего не могут.
В результате складывается ситуация, в которой федеральный центр не может позволить себе занять ту или иную сторону конфликта. Бастрыкин и Кадыров, примерно в равной степени, сами являются частью этого федерального центра.
"Зачем Кремлю бить самого себя? Когда рука конфликтует с ногой — надо их сбалансировать. Время от времени, не находя понимания внутриведомственного взаимодействия, конфликт специально выводится в публичную плоскость, чтобы привлечь внимание высшего начальства. Я думаю, что Кадыров это и пытается сделать", — отмечает политолог.
Политтехнолог Константин Калачев также отмечает, что все участники конфликта — люди президента, а конфликт так или иначе разрешится.
"Кадыров считает, что он может вступать в дискуссию с любым руководителем любого ведомства, даже с главой Следственного комитета. Это может себе позволить из глав регионов только он. Кадыров проверяет границы своих возможностей и расширяет их", — рассуждает эксперт.
Он тоже уверен, что Кремль должен будет вмешаться в противостояние главы Чечни с главой СК, не вставая при этом на чью-либо сторону публично, потому что Кадыров для Чечни безальтернативен, как и Бастрыкин для СК и президента.
"Вопрос вмешательства — это вопрос не публичного вмешательства, а того, как эту историю будут закрывать. Как в этой истории поставить точку. В том числе и с точки зрения судьбы этого чеченского подростка. Будет он осужден или освобожден", — обращает внимание Калачев.
Во многом, именно приговор суда и последующая реакция Кадырова на него покажет, на чьей стороне Кремль. Если после решения суда никаких комментариев от главы Чечни не последует, значит, ситуация так или иначе разрешилась. Ведь Дмитрий Песков, отказываясь давать конфликту оценку, как раз дал понять, что эту оценку должен дать суд.
"Потому что если суд примет решение не в пользу этого подростка, то Кадырову придется поставить под сомнение еще и нашу судебную систему, а это уж совсем нехорошо", — заключает политолог.