Губернатор Челябинской области Алексей Текслер 11 декабря провел трехчасовую прямую линию, во время которой к главе региона поступило 10 734 обращения от жителей. Самой животрепещущей темой стала сфера ЖКХ: проблемы газификации, ремонта дорог и зданий, установки пешеходных переходов стали основным лейтмотивом разговора Текслера с местными жителями. Могло сложится впечатление, что некоторые вопросы адресованы не губернатору крупнейшего уральского региона, а районному депутату — настолько локальный характер имели многие проблемы.
Одной из первых в эфир дозвонилась жительница Челябинска, которая пожаловалась на практически полное отсутствие тротуаров для пешеходов вокруг дома.
"У нас вокруг дома очень неблагоприятная обстановка, особенно за домом. Это придомовая территория, ничего не убирается. Отсюда невозможно идти, люди падают, спотыкаются. Тротуара вообще толком нет, одни руины, одни вмятины. Вечером гулять негде", — сообщила местная жительница.
Алексей Текслер в ответ заявил, что в этом виноваты недобросовестные дорожники, которые нарушили благоустройство и не исправили ситуацию. "И пошёл "футбол". Жители обращаются в МУП, МУП перебрасывает дорожникам, ну и так далее", — добавил он, говоря о коммунальщиках, отказывающихся брать ответственность за благоустройство.
Также он подтвердил, что проблема с ремонтом дорог на придомовых территориях носит острый характер, но для ее решения в южноуральских городах реализуется "большая программа", направленная на благоустройство тротуаров, внутридворовых проездов и самих дворов.
В ответах на подобные вопросы Алексей Текслер использовал в целом один и тот же прием: выслушав обращение, говорил о проделанной работе и успехах в сфере, которой посвящен вопрос, а затем признавал, что в этом конкретном случае произошло то или иное "отклонение" от курса — подвели подрядчики, коммунальщики или недоглядели чиновники на местах. После чего давал поручение "разобраться в ситуации" или брал ее "на личный контроль".
Жительница Карабаша пожаловалась на незаконченный капремонт в городской больнице, в которой висят оголённые провода и не работает оборудование. По ее словам, больница "разваливается на куски", а на лечение приходится ездить с детьми в соседние города.
"Иногда идёшь, запнулся в какой-нибудь провод, не знаешь, под напряжением он или нет. Нас отправили на рентген. Рентген пытались моей дочке сделать три раза. Аппарат не работает. Фотография не выходит на монитор", — рассказала жительница.
Губернатор складно ответил, объясняя причину такого положения дел, и донес планы по решению проблемы.
"Это один из тех примеров, когда в целом, когда мы говорим о программе развития первичного звена, много что сделано, но есть отдельные случаи, когда были серьезные сбои. В целом хочу сказать, если мы говорим о капитальных ремонтах, за последние годы в рамках программы развития первичного звена сделано 254 капитальных ремонта на разных объектах. Это и ФАП, это районные больницы, районные поликлиники. И, собственно, в рамках этой же программы была больница Карабаша, где с одной стороны подвел подрядчик, он свои обязательства не выполнил и с ним расторгли отношения. Он, кстати, попал в черный список, который формирует ФАС, за то, что не выполнил свои обязательства. Но, с другой стороны, были и управленческие ошибки, как главного врача, который в целом за эту работу отвечал, так и министерства здравоохранения. Поэтому сейчас объявлен новый конкурс, будет определён новый подрядчик, и я возьму этот объект на личный контроль", — сказал Алексей Текслер.
Жительница поселка Утарка Агаповского района сообщила о непригодной для использования дороге в поселке — полотно состоит из грубой скалы и все в ямах.
"Возможна ли поселке Утарка асфальтобетонная дорога?" — спросила она.
Алексей Текслер заявил, что за период с 2019 по 2023 год в регионе построено и отремонтировано более четырех тысяч километров дорог. "Если сравнивать с объемами, которые были, например, в регионе с 2014 по 2018 год включительно, то это в два раза больше в километраже", — отметил он.
При этом около двух тысяч километров дорог остаются в щебне. В связи с этим действует программа по переводу дорог из щебня в асфальтобетон — на текущий момент сделано более двухсот километров.
"Конкретно по этому населённому пункту я поручу посмотреть этот вопрос", — ответил Теклер на обращение жительницы Агаповского района.
Об ужасном состоянии дороги рассказали и жители поселков Верхнеуральского района. Они же обратили внимание на отсутствие газификации в муниципалитете — "люди до сих пор топят печи". Более того, обратившиеся южноуральцы готовы сами вложиться в газификацию и провести газ, но не знают, какие планы сейчас по газификации района.
Текслер сразу понял, о какой дороге идет речь — она соединяет две магистрали: Южно-Уральск-Магнитогорск и Верхний Уральск-Магнитогорск. И успокоил: со следующего года начнется ее масштабная реконструкция:
"В планах это есть, обязательно сделаем. Ну, так же, как и планы по газификации, у нас по Верхнеуральску достаточно большие планы".
Судя по количеству обращений, необходимость топить дровами в населенных пунктах Челябинской области — нередкое явление.
С этой же проблемой к Алексею Текслеру обратился депутат Саскенского муниципального округа Алексей Хролкин, который сообщил, что на территории Суринского городского поселения догазификация не производится на протяжении года. Часть труб проложена, но газ по ним так и не запущен.
"Жители спрашивают, жители переживают, так как у нас все, даже государственные учреждения, в большинстве, отапливаются углем либо дровами", — рассказал глава поселения.
Текслер пообещал отправить в поселок руководителя областного минстроя совместно с представителями "Газпрома".
"Работа начата, должна быть завершена в ближайшее время. Все эти переносы — надо разобраться в причинах переносов и решить проблему в ближайшее время. Я завтра жду доклада, периодически вопросы приходят. Вы знаете, тут не только регион, мы вместе с "Газпромом" эту программу реализуем и периодически какие-то сбои происходят. Видимо, это один из этих случаев", — поручил глава Челябинской области.
Были и моменты, когда Текслер признавал наличие какой-то системной проблемы, а не просто списывал причины трудностей, с которыми сталкиваются южноуральцы, на мелкие сбои в хорошо отлаженном механизме. Местная журналистка в своем обращении рассказала о жалобах людей на частую отмену маршрутов, отсутствие машин на линии, повышение оплаты проезда и невозможность расплатиться банковскими картами. Несмотря на то, что за последние пять лет были введены в строй десятки новых автобусов, трамваев и запущено производство троллейбусов, люди в час пик не могут уехать с остановок.
Отвечая на вопрос, челябинский губернатор заявил о нехватке депо, в которых можно обслуживать троллейбусы. Он отметил, что нехватка подвижного состава действительно присутствует, но ее причины кроются не в недостатке самих троллейбусов, а в том, что их негде обслуживать.
"Вы обозначили ряд троллейбусных маршрутов, которых в настоящий момент нет. Их, собственно, нет, потому что нет подвижного состава. Точнее, с троллейбусами, с точки зрения их производства, всё в порядке. Мы действительно открыли у себя завод по производству троллейбусов. Проблема в том, что троллейбусы должны эксплуатироваться, обслуживаться, мыться ежедневно, поэтому нужны троллейбусные депо", — сказал Текслер.
По его словам, "выяснилось, что одно троллейбусное депо зачем-то вообще было продано", поэтому пришлось строить новое депо в другом месте, чтобы обслуживать троллейбусы своевременно. Он добавил, что в апреле строительство депо завершится и на линию смогут выйти 98 троллейбусов, а также все старые маршруты, что должно положить конец отмене маршрутов. Кроме того, губернатор анонсировал появление новых метротрамвайных вагонов.
После некоторых обращений Текслер просил руководителей профильных ведомств или глав муниципалитетов подробнее прокомментировать причины сложившейся проблемы. Все чиновники раскрывали суть вопроса и сразу сообщали об уже принятых или планируемых мерах по устранению изъянов. Но появилось одно исключение.
Жители Карталинского района могут остаться без хлеба из-за прекращения его доставки в село и закрывшегося хлебозавода, об этом стало известно из письма к губернатору, озвученного в эфире.
"Давайте обратимся к главе района. Вдовин Анатолий Геннадьевич, что там у нас происходит? Знаете проблему?" — спросил Текслер.
"Алексей Леонидович, ну… такой проблемы не существует! Хлеб у нас во всем районе и в малых селах, и в отдаленных селах есть, и частник возит, поэтому проблемы нет. Главе Полтавского сельского поселения было дано задание проработать этот вопрос, я не вижу проблем. Хлеба у нас в Карталах хватает", — невозмутимо парировал глава района.
Текслер все же настоял, чтобы Вдовин разобрался в вопросе: "Раз человек обращается — он не просто так обращается".
Среди таких "вечных" вопросов как ЖКХ, социальная сфера и городская инфраструктура не осталась без внимания и тема, ставшая актуальной в течение последних трех лет — возвращение участников спецоперации на родину и их адаптация.
Еще в начале прямой линии губернатор Челябинской области объявил о планах по возведению монументов ветеранам СВО в каждом населенном пункте региона. А ближе к концу эфира он заявил о создании в Челябинской области проекта по привлечению участников СВО в кабинеты власти, по аналогии с федеральной программой "Время героев".
"Такую программу героев организуем в Челябинской области. Ребят, которые готовы после военной службы послужить уже на гражданской службе, будем привлекать к обучению в этой программе и будем организовывать новый социальный лифт этим ребятам. Уверен, что они принесут еще много пользы по возвращению из армии здесь, у себя, на родине", — заявил Алексей Текслер.