В России снова будут пытаться переломить тенденцию быстрого вымирания страны. А поддержка и защита семьи должна стать более эффективной. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин на заседании Госсовета в Кремле. О причинах заведомой неудачи новой попытки — в материале Накануне.RU.
Предыдущие попытки, которые предпринимались в последние годы, с тех пор как рождаемость начала падать, результата не дали. Да и не могли дать, о чем Накануне.RU давно пишет. Ибо к демографии они прямого отношения не имеют, по крайней мере в том виде, как это есть сейчас. А как можно решать проблему, не затрагивая ее прямо, а только лишь "по касательной"? Невозможно. Но Путин и его советники считают иначе.
Прежде всего, в корне неверно связывать вымирание России с событиями ХХ века. Но именно так Путин объясняет причины вымирания России (хотя и избегает этого выражения). По его словам, Первая мировая и Великая Отечественная войны, развал СССР привели к внутриполитическим потрясениям, которые отозвались провалом в демографии.
На наш взгляд, логическая ошибка здесь состоит в том, что причины (кстати, не единственные) длительного исторического процесса применяются при объяснении конкретной ситуации. Действительно, в России прошедшие войны и развал страны обусловливали демографические катастрофы. Но только к нынешней ситуации это уже не имеет отношения. В других странах этого не было, но там точно такая же катастрофа с демографией.
Причина — в нынешнем укладе жизни и нежелании людей иметь детей. По всем опросам, большинство россиян не хотят иметь больше одного-двух детей. Только четверть хотели бы иметь троих или больше. А большинство в детородном возрасте в ближайшие годы и вовсе не хотят рожать детей. По данным ВЦИОМ, только 29% российских женщин хотели бы родить ребенка в ближайшие пять лет. Но эта причина игнорируется, словно ее нет. Это грубейшая ошибка, но она имеет место.
Демографическая политика у нас подменяется социальной — "мерами поддержки", что по факту является помощью бедным. В чем ошибка здесь? Подсудно считается, что люди не рожают из-за нехватки разных "мер поддержки". То есть они стремятся и мечтают родить, но им что-то мешает. Это самообман, и все опросы это показывают. Молодежь в большинстве своем хочет иметь семью и детей только в отдаленном будущем, когда получится "пожить для себя" и обустроить свою жизнь, то есть заиметь квартиру, машину, большие деньги и т.п. При таких установках устроить жизнь не получится никогда, так как планка запросов все время поднимается, да это и невозможно при нынешней экономической модели.
Однако власти упорно гнут свою линию. "Меры поддержки" стали священной коровой демографии. На самом деле, власти должны думать о том, как помочь людям захотеть иметь детей. Но к этой теме не принято притрагиваться, потому что она — о беспомощности государства в информационной сфере, в которой правит бал культ потребительства, эгоизма, жизни для себя. Или это позиция государства тоже? Как бы то ни было, но молодежь, вступая во взрослую жизнь, уже сильно пропитана эгоистическими установками. Иных в информационной сфере просто нет — там царит культ "успеха", к которому якобы только и нужно стремиться. Все остальное подождет. Далеко не вся молодежь такова, но общее "ценностное поле" именно такое. И общую ситуацию определяет именно оно. Пусть на мне пресечется мой род — зато я поживу в свое удовольствие.
К чему готовит детей нынешнее образование? К потребительству. Именно так определил характер системы образования бывший министр образования Андрей Фурсенко. Дезавуирования этой позиции не было. К слову, он и сейчас занимает пост советника президента. О чем можно еще говорить? В этих условиях все потуги ввести какие-то новые формы поддержки банков (простите, семей, это же ипотека для них) обречены на провал.
Провал обусловлен и непониманием, смешанным с самообманом. Так, по словам президента, "сохраняется общая тенденция снижения рождаемости, откладывания времени вступления в брак и рождения детей". Да нет же, это не откладывание, часто это отказ от рождаемости и от вступления в брак. Все чаще брак заменяется случайными половыми связями. Мы много писали о результатах опроса, свидетельствующих о деградации демографических установок молодежи. Зачем обманывать самих себя?
Обсуждать обсуждение демографии на Госсовете не имеет смысла. Оно было неадекватным и не совсем компетентным. Точечные решения, которые будут приняты, на демографию не повлияют. Власти не могут этого понять, но то, что они делают, — это не про демографию. Особенно забавляет забота о студентках, которые становятся мамами. Это скорее из рубрики: как сделать так, чтобы ничего не менялось, а деньги тратились.
В 2020 году российские семьи почти что лишили маткапитала на второго ребенка, введя его на первого. Сейчас он составляет 630 тыс. рублей. На второго — 833 тыс., но это в сумме с первым, а по факту выплата на второго составляет лишь 202 тыс. — в три раза меньше, чем на первого. То есть сотни миллиардов были потрачены для демографии впустую, так как ускорить или увеличить рождение первых детей нельзя, зато стимула были лишены семьи, которые могли бы родить второго. Им оставили жалкую подачку.
Результат не замедлил себя ждать — рождаемость вторых детей после 2020 года обвалилась. Если это была операция прикрытия, то она была проведена блестяще — под благовидным предлогом из демографии просто изъяли сотни миллиардов и спустили их в унитаз. Поразительно, но в Правительстве, видимо, нет людей, которые это умели бы это анализировать. Такого же уровня будут и решения.
Председатель набсовета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов подчеркивает главное: курс на вымирание страны остается в силе. Единственное, что власти начинают спустя годы понимать, — это то, что страна вымирает. Слово "вымирание" прозвучало на Госсосвете не раз (хотя и не применительно к нынешней российской ситуации из уст президента). Но риторика все же важна.
"С другой стороны, никто, буквально никто среди профильных ведомств, чиновников и политиков, собравшихся на Госсовете, так и не понял сути происходящего в стране и в мире с рождаемостью и семьей. И самое главное то, что даже страшное слово "вымирание" для выступавших на Госсовете — всего лишь метафора или гипербола. Или вымирание, но все-таки не совсем вымирание, или, как акцентировал в своём заключительном слове президент, "в Южной Корее вообще 0,7 (ребенка на женщину, — прим. Накануне.RU), вот настоящее вымирание", т.е. у нас (1,4) вымирание какое-то ненастоящее, игрушечное. На деле же, наше вымирание, причем вымирание с 1964 года — это факт, это тот ужас, что происходит именно с нами, мы вымирающая страна, и проблема вымирания для русских и России — это проблема религиозная в чистом виде (не клерикальная, а религиозная), которую практически не могут сформулировать и поставить, а, главное, которую пытаются побыстрее замазать бюрократически", — написал эксперт в Telegram-канале.
Необходимо, чтобы семьи стали "двухсполовинойдетными", то есть половина семей должны иметь 3-4 ребенка. Это единственный шанс на спасение русских и России. Но пока имеет место "бюрократическая симуляция переживаний по поводу демографии", отмечает Крупнов.
На самом же заседании, пожалуй, только лидер "Справедливой России" Сергей Миронов назвал вещи своими именами.
"Если ставится цель к 2030 году 1,6 (ребенка на женщину, — прим. Накануне.RU), а к 2036-му — 1,8, давайте тогда назовем вещи своими именами — это вымирание, а не стратегия нашей страны", — сказал он. Дело в том, что для воспроизводства населения по понятным причинам нужен показатель более двух детей на одну женщину.
Миронов вполне резонно подчеркнул, что маткапитал на второго ребенка должен быть больше, чем на первого, а на третьего — больше, чем на второго. Тогда это будет не просто мера поддержки, а действительно стимулирование рождения вторых и третьих детей. От себя добавим, что нынешняя модель маткапитала такова: государство платит только за первого, уже второй — это ваши проблемы. Вторые дети государству не нужны? А ведь маткапитал мог быт стать мотивирующим фактором для рождения последующих детей. А на самом деле стал демотивирующим.
Приведем еще два поразительных факта. Первый. За срыв прошлых целей (суммарный коэффициент рождаемости 1,7 к 2024 году) никто не ответил, заметил Крупнов. Этот вопрос вообще не обсуждался. Вице-премьер Татьяна Голикова, курирующая демографию, ни при чем.
Второй факт. Сама Голикова убедительно показала, что они ни бум-бум в демографии. Так, отвечая Миронову, она сказала, что в стратегии, которую подготовило Правительство, содержатся сдержанные показатели по суммарному коэффициенту рождаемости 1,6-1,8, так как сейчас мало женщин репродуктивного возраста. О том, что это удельная величина, которая не имеет отношения к численности женщин, ей невдомек. И эта женщина курирует демографию страны!
Никаких хороших новостей сообщить читателю больше не можем. Как и ожидалось, Год семьи успешно провален. Педагоги и наставники, в честь которых у нас был объявлен 2023 год, соврать не дадут.