Аналитика


Трамп хочет устроить "правую" революцию в Европе
Политика | За рубежом

Миллиардер Илон Маск может пожертвовать 100 миллионов долларов на предвыборную кампанию лидера британской правой партии "Реформируем Соединённое Королевство" (Reform UK) Найджела Фараджа. Об этом пишет the Guardian.

13 декабря в резиденции Дональда Трампа Мар-а-Лаго прошла встреча Маска с Фараджем и казначеем партии реформ Ником Кэнди. После переговоров Reform UK выпустила заявление с благодарностью Дональду Трампу за предоставленную для встречи площадку и выложила фото, на котором участники мероприятия стоят под портретом избранного президента США.

"У нас остался еще один шанс спасти Запад и мы можем сделать великие вещи вместе", — говорится в заявлении партии.

Будет ли Илон Маск действительно финансировать избирательную кампанию в Великобритании, тем более в таком размере, пока неизвестно. Но Найджел Фарадж уже получил, как минимум, медийную поддержку от одного из богатейших и влиятельных на сегодняшний день людей в мире.

Через несколько дней после встречи в Мар-а-Лаго Илон Маск публично поддержал и немецких правых. "Только АдГ может спасти Германию", — написал миллиардер в ответ на видео немецкой активистки, критикующей кандидата в канцлеры Фридриха Мерца от Христианского демократического союза. Парламентские выборы в Германии должны состояться 23 февраля. Правая партия "Альтернатива для Германии", по данным опросов, может занять второе место и получить около 20% голосов избирателей, что станет рекордом для нее.

Не стоит забывать, что Илон Маск сыграл ключевую роль в победе Дональда Трампа на президентских выборах, обеспечив республиканцу масштабную финансовую и медийную поддержку. Неужели он решил повторить успех предвыборной кампании Трампа уже за пределами США и начать по такому же сценарию продвигать кандидатов от правых партий в странах Европы?

Своим мнением по поводу действий Маска поделился с Накануне.RU политолог-американист Малек Дудаков. Он убежден, что публичная и финансовая поддержка бизнесмена может стать очень серьёзной "подмогой" для несистемных сил в Европе и особенно в Великобритании.

"Нужно понимать, что 100 миллионов долларов для американской политики — это капля в море, это суммы небольшие. То есть там у них в рамках президентских выборов миллиарды долларов тратятся. Но для британской политики 100 миллионов — это, конечно, сумма колоссальная", — подчеркивает эксперт.

Отметим, что по данным агентства Associated Press, принадлежащий Илону Маску комитет America PAC потратил около 200 миллионов долларов на предвыборную кампанию Дональда Трампа.

Коллаж, Дональд Трамп, Камала Харрис(2024)|Фото: Накануне.RU

Чтобы оценить, насколько значительна для британского политика возможная помощь в размере 100 млн долларов, Дудаков вспоминает, что на последних выборах в палату общин в июле этого года все основные партии Великобритании потратили суммарно около 50 миллионов фунтов на свои кампании. Здесь же 100 млн предоставляются только одной политической силе в лице партии реформ.

В Великобритании законы запрещают иностранцам напрямую жертвовать деньги на политические нужды, но есть способы это обойти — у Илона Маска нет британского гражданства, но есть компании в Британии, через которые эти деньги можно провести.

"Это даст огромное преимущество партии реформ, потому что такими бюджетами можно всю страну завалить: антиправительственной агитацией в соцсетях, телевизоре и радио, нанять армию волонтёров, воспользоваться теми электоральными технологиями, которые Маск и Трамп применяли на выборах в США, работать с электоратом, в том числе в онлайн-сфере, завлекать его на свою сторону, мобилизовывать избирателей", — объясняет политолог.

По его словам, на фоне накопившихся в стране проблем поддержка Найджела Фараджа среди британского электората сейчас растет и без Маска: стагнация экономики, миграционный кризис, кризис социальной системы и системы государственной медицины не способствуют повышению рейтингов нынешнего правительства. Все перечисленное, особенно миграционный вопрос, можно отнести и к Германии. Недавний теракт в Магдебурге в очередной раз это подтверждает. "Альтернатива для Герамании", рейтинг которой также подрос в последнее время, ориентирована на жесткую миграционную политику.

"На последних опросах рейтинги партии реформ Фараджа уже превышают 20%. В общем-то, партия идёт нос к носу и с лейбористами, и с консерваторами. То есть, можно сказать, что британская двухпартийная система сейчас уже превратилась в трехпартийную — три основные партии имеют примерно одинаковую поддержку 20-25%".

Стоит также отметить, что, помимо Маска, на сторону лидера партии реформ переходят и многие из спонсоров консервативной партии Великобритании. За счет этого у правого политика появляются неиллюзорные шансы победить на следующих выборах и оказаться на Даунинг Стрит в роли премьер-министра — это будет настоящей электоральной революцией для Британии.

Что касается Германии, эффект от поддержки Маском "АдГ" будет меньше, потому что в этой стране меньше возможностей жертвовать деньги. Кроме того, немцы не находятся в англоязычной информационной среде, поэтому медийная поддержка бизнесмена тоже имеет более слабый эффект, чем в Великобритании.

Желание Маска поддерживать правых в Англии и Германии олицетворяет собой настрой команды Трампа по переформатированию европейского истеблишмента "под себя", считает американист. И этот процесс, весьма вероятно, будет продолжаться.

"Трамп будет стараться двигать в разных странах такие несистемные правые силы, близкие ему по взглядам. Потому что с ними гораздо проще договариваться, чем с нынешним либеральным истеблишментом типа евробюрократии в Брюсселе или лейбористов в Британии, к которым у Трампа есть еще претензии, связанные с тем, что эти самые лейбористы в ходе президентской гонки в США вмешивались в американские выборы на стороне Камалы Харрис. То есть они, в общем-то, сожгли все мосты в отношениях с Трампом, и их теперь ничего хорошего не ждёт. То же самое касается Макрона, Шольца и даже будущего канцлера Германии Фридриха Мерца".

Исходя из этого, можно сказать, что продвижение в Европе выбивающегося из леволиберального мейнстрима политиков представляет собой "оборону" от европейских элит, которые либо не настроены на кооперацию с Трампом, либо относятся к нему откровенно враждебно.

"Ну а Трамп в ответ просто поддерживает несистемные силы, чтобы этих самых представителей европейского истеблишмента снести и поставить своих лоялистов, с кем ему будет, конечно, гораздо проще проводить какую-то совместную политику в самых разных вопросах: от Украины и Китая до общей борьбы в "культурных войнах" с какими-нибудь трансгендерами и так далее. Здесь я вполне допускаю, что мы увидим попытку устроить настоящую правую политическую революцию в странах Старого Света в ближайшие несколько лет с подачи Трампа и его сторонников", — отмечает Дудаков.



Андрей Казаков