Медицинских работников освободят от ответственности по статье 238 Уголовного кодекса России за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности. Соответствующие поправки 17 декабря приняла Госдума.
Первый вице-спикер Совета Федерации Владимир Якушев привел детали закона. По его словам, "декриминализация" статьи 238 не означает полного освобождения врачей от уголовной ответственности. Медики по-прежнему будут отвечать перед законом в том числе за халатность.
О новации высказался также бывший директор департамента здравоохранения Югры, а ныне — главврач ОКБ Салехарда Алексей Добровольский. По его мнению, изменения УК, "медицинская декриминализация" статьи 238-й, формирует чёткий запрос на изменение внутриврачебной корпоративной оценки качества оказания медицинской помощи.
"Такой профессиональной оценки его сообществами хирургов, гинекологов, педиатров, которая будет понятна пациентам, их родственникам, будет принята пациентами и родственниками пациентов и (стремления к идеалу не запрещены!) поддержана юристами. И это — новый вызов врачебному сообществу. Как произвести такую справедливую оценку, понятную и принимаемую пациентом?" — написал Добровольский в своём telegram-канале.
Первый заместитель председателя комитета по охране здоровья Госдумы Бадма Башанкаев считает принятие законопроекта "поистине эпохальным для всей системы здравоохранения". Он отметил, что 238 статья с каждым годом все чаще применяется в отношении медиков. По его словам, в 2022 году по первой части статьи было заведено 138 дел, в 2023-м их число увеличилось до 216. По второй части статьи (тяжкие преступления) в 2022 году было заведено 136 уголовных дел, а в 2023-м — 247.
"В итоге из профессии уходят опытные специалисты, а молодежь опасается идти в сферу здравоохранения, поскольку постоянный стресс и правовая неопределенность не лучшие помощники в работе, стрессогенность которой и без того слишком высока", — подчеркнул парламентарий.
Сопредседатель Межрегионального профсоюза работников здравоохранения "Действие" Андрей Коновал уверен, что принятые поправки отвечают интересам не только врачей, но и пациентов.
"Риск привлечения к уголовной ответственности за так называемые "врачебные ошибки", полагаю, является сегодня одним из серьезных факторов, усугубляющих кадровую проблему в здравоохранении, а то и негативно влияющих на принятие врачами решения, связанного с обоснованным риском", — поясняет эксперт.
Он также обращает внимание на слишком частое применение к медицинским работникам статьи 238 УК РФ и называет те же цифры, что и Бадма Башанкаев — в 2023 году было возбуждено 463 уголовных дела.
"Причина этого, видимо, в том, что сроки давности по этой статье самые длительные — до 10 лет, поэтому с учетом сложности и длительности "медицинских дел" эта статья особенно удобна для следствия. Между тем ответственность по этой статье также более суровая, чем по другим статьям, по которым врачей отдают под суд — лишение свободы до 6 лет, если действия медработника признаны причиной тяжкого вреда здоровью либо смерти человека", — объясняет сопредседатель профсоюза медработников.
В марте этого года группа сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение в Госдуму проект закона, который предлагает характеризовать действия врачей по лечению пациента как "медицинскую помощь".
В настоящее время они носят название "медицинская услуга". Как считают парламентарии, изменение терминов позволит вывести действия врачей из-под закона о защите прав потребителей и частично декриминализировать их работу, так как нынешняя трактовка позволяет привлекать медиков по статье УК России о некачественном выполнении услуг.
Андрей Коновал тоже считает, что к обсуждению вопроса об отказе от термина "медицинская услуга" в пользу понятия "медицинская помощь" привел рост количества уголовных дел против врачей.
Что касается рисков врачебных ошибок, их можно снизить только с помощью устранения системных проблем, влияющих на качество оказания медицинской помощи, таких как низкие зарплаты, нехватка кадров, отсутствие современного оборудования во многих медицинских учреждениях страны. Такая ситуация во многом сложилась из-за недостаточного финансирования отрасли здравоохранения.
"Медики, чтобы свести концы с концами или даже чтобы просто восполнить дефицит кадров, работают на полторы-две ставки или совмещают сразу несколько должностей в основное рабочее время. Текущая реальность — это рабочие перегрузки, хроническая усталость и профессиональное выгорание врачей, отсутствие у медиков времени и сил на повышение квалификации. Добавим сюда ограниченные возможности для проведения диагностических исследований, направления на госпитализации или на консультации профильных специалистов".
Кроме того, пациенты и их родственники очень часто привлекают правоохранительные органы к вопросам, которые можно решить в рамках гражданско-правовых отношений. Он обращает внимание на то, что в уголовном кодексе есть еще целый ряд статей, которые можно использовать против врачей.
"Я не исключаю, что вместо 238-й статьи Уголовного кодекса, скорее всего, сейчас начнут более активно привлекать к ответственности за халатность (ст. 293 УК РФ), да и статью 109 (причинение смерти по неосторожности) и статью 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) тоже никто не отменял", — отмечает сопредседатель профсоюза медработников.
По его мнению, в качестве еще одной меры, которая могла бы снизить давление на врачей, стоит ввести обязательное страхование ответственности медработников или даже медицинских учреждений. Это позволило бы пациентам и их родственникам добиваться компенсации вреда в случае врачебных ошибок без использования правоохранительных органов и разрушения судеб медработников, а врачи могли бы быть более уверены при принятии решений в сложных медицинских случаях.
Медицинский юрист, член Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Ангелина Романовская указывает на то, что вопреки мнению пациентов, внесение изменений в статью не означает полную отмену уголовного наказания для врачей.
"Происходило частое переквалифицирование в статью 238 УК из-за срока давности уголовного преследования (у нее до 10 лет лишения свободы), тогда как при статье 109 УК - два года", — объясняет юрист.
Она также говорит о необходимости повышения финансирования сферы здравоохранения. Причем даже несущественное увеличение расходов на эту сферу может улучшить ситуацию, учитывая, что каждый гражданин отчисляет 5,1% от своей зарплаты в фонд ОМС.
Среди прочего, для снижения частоты конфликтов между врачами и пациентами нужна просветительская деятельность, считает эксперт — населению нужно понимать, из чего складывается работа врача, какие на него ложатся нагрузки, а также не только свои права, но и обязанности.
"Врачам часто следует повысить свой уровень коммуникации и эмпатии, большинство жалоб пациентов приходит не на качество оказания медицинской помощи, а на банальное несоответствие своим ожиданиям. Нужно учиться договариваться обеим сторонам. Когда противостояние между врачами и пациентами уменьшится, тогда и показатели по качеству указания медицинской помощи улучшатся", — подчеркивает Романовская.
О том, что декриминализация 238 статьи для врачей позитивно повлияет на их поведение говорит и председатель комитета по правовому обеспечению Национальной ассоциации управленцев сферы здравоохранения Александр Аронов.
"В какой-то степени добросовестные участники рынка смогут творить без страха. В тоже время, необходимо заметить, что совершение медицинских ошибок никак не связано с принятием данного законопроекта", — уверяет эксперт.
Тем временем низкие зарплаты, нехватка кадров и оборудования, особенно в "депрессивных" населенных пунктах, действительно влияют на рост врачебных ошибок. Но выйти из этой ситуации можно лишь повернувшись к врачам лицом, повторяет мысль Аронов: необходимо повысить зарплаты, дать социальные гарантии и начать создавать инфраструктуру в малых городах, чтобы привлекать туда медперсонал.
Нависающий над доктором риск того, что за малейшую ошибку можно сесть в тюрьму, явно не способствует повышению качества медицинского обслуживания.