Аналитика


Аптечная точка роста: в городах аптек все больше, но в селах — все меньше
Общество | В России

Фарма подводит итоги года: аптек в России становится больше, но есть перекос — перенасыщение аптечных точек в городах-миллионниках и нехватка доступа к аптекам в сельской местности. Также с 1 января вступят в силу изменения в налоговой системе, что приведет к закрытию независимых аптек в пользу федеральных сетей. Монополизация рынка и поиск выгоды ведут к тому, что малые населенные пункты остаются без лекарственной помощи. Почему и как справляться с перекосом в росте количества аптек, разбирались эксперты Накануне.RU.

Прошедший год ознаменовался для фармы выпуском большего количества отечественных препаратов, локализованные производства пошли в рост. Всего в России порядка 82 тыс. аптечных учреждений на рынке, хотя прогнозировалось, что их будет 80 тыс. Ожидания от следующего года — опасения, что уменьшится независимая розница. Есть проблемы с кадрами, как и везде, сказываются дефицит работников и отсутствие квалификации. Ведь фармацевт в регионах — это больше, чем просто "торговый представитель", в аптеку там идут, как в поликлинику, чтобы получить первую консультацию о том, какие таблетки пить.

Аптека(2022)|Фото: Накануне.RU

В целом аптеки растут в количестве — это да, но как поясняют эксперты, делают это весьма неравномерно: если в городах-миллионниках переизбыток аптек, сетевые находятся "дверь в дверь" или на 1,5 км одиннадцать аптек, то есть через каждые сто метров, то в отдаленных регионах, даже в Московской области, есть населенные пункты, где нет ни одной аптеки. В основе всего — экономика. Аптечный рынок перестал приносить особый доход, одна треть всех лекарств — жизненно необходимые, на которые нельзя делать наценки. Другие препараты, в том числе БАДы, без которых прожить можно — растут в цене несоизмеримо быстрее, чем повышается в них необходимость. Увеличение стоимости объясняется логистикой, удорожанием упаковок и инфляцией. Также грядущие изменения в налогах расстраивают розницу. Процесс покупки монополистами — федеральными сетями — мелких региональных аптек ускорится. Как правило, аптеки закрываются в дальних регионах, в небольших населенных пунктах. Потому, что нерентабельно.

"Передвижные аптечные пункты — это то, что могло бы решить проблему лекарственного обеспечения отдаленных регионов. Об этом мы говорим очень давно, еще с 2015 года появились такие разговоры. Несколько раз депутаты собирались решить этот вопрос. Сейчас объявлено, что вопрос будет решен в 2025 году, мы этого очень ждем, — говорит директор СРО "Ассоциация независимых аптек", глава Альянса фармацевтических ассоциаций Виктория Преснякова. — Что может поддержать и наши кадры, и доступность лекарственных средств в дальних регионах — то, что депутаты приняли поддержку фармацевтов и медиков в случае, если они едут работать в сельские районы".

Еще одна беда пришла, откуда ждали — в следующем году заканчивается мораторий на проверки бизнеса, и в аптеки со всех сторон пойдут проверки, напоминает Преснякова. Здесь заботиться о гражданах начнут и МЧС, и Росздравнадзор путем профилактических визитов, и Роспотребнадзор. Аптеки, которые занимаются продажей препаратов для купирования боли, заранее подготовились и закрыли продажу лекарств, подлежащих предметно-количественному учету (ПКУ). Речь о лекарственных препаратах, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры.

"И у нас рискориентированная модель аптек, которые отпускают препараты для купирования боли, их становится меньше, поскольку условия их существования становится все жестче. Это мы говорим про добросовестные аптеки. Человеку с болью очень тяжело найти, где купить препарат. Две сети перестали продавать ПКУ и их осталось всего ничего. Даже в Москве количество мизерное. Столько нормативных актов там при учете, что стоимость препаратов копеечная, но штрафы сразу по сотням тысяч рублей. А нужно специальное помещение, охрана, Росгвардия. Никакая продажа этих препаратов издержки не покрывает. Продажа этих препаратов — чисто социальная функция", — говорит Преснякова.

Об этом же заявляет сопредседатель Всероссийского союза пациентов Ян Власов. Несколько раз общественники поднимали вопрос о том, что аптеки должны стать государственным сектором, необходимо больше регулировать сети, предложения в Госдуму были, но остались без ответа. По мнению эксперта, аптечная система нуждается в реформе.

"На сегодняшний день, с нашей точки зрения, аптеки являются не представителями здравоохранения, а в большей степени представителями ритейла. Это скорее как торговые сети, и, на наш взгляд, это создает определенного рода трудности, поскольку примерно треть всех пациентов, особенно первичных, обращаются прежде всего в аптеку. Они идут туда вместо поликлиники. И, стало быть, статус специалиста-фармацевта, который работает в аптеке, гораздо выше, чем статус торгового представителя или торгового агента", — говорит Власов.

провизор, аптека, химия(2023)|Фото: adm44.ru

Много жалоб на неправильные советы от фармацевтов, которых и так мало. Людям впаривают БАДы, где бывает и нет ни одной молекулы от требуемого препарата. Есть проблема с выпиской рецептов — в ряде случаев все это ложится бременем ответственности на аптекарей. И главный вопрос — цены. Много обращений по поводу цен на горячую линию поступает практически во всех регионах, говорит Власов.

"Пациенты жалуются, что цены постоянно растут. Незащищенные слои населения объясняют, что их пенсии, социальные выплаты не поспевают за ростом этих цен. И, с одной стороны, мы понимаем, что цены растут повсеместно. Но в части сдерживания этих цен, вполне могут принимать участие и представители аптек. Может быть, имеет смысл контролировать цены через маркетинговые договоры и собственные наценки, хотя они как-то регламентируются. Сюда же относится тема с социальным перечнем. Есть так называемый перечень недорогих социальных препаратов, к которым привычна часть населения, особенно социально незащищенных", — говорит он.

По поводу распределения аптек по локациям городов и сел эксперт вспоминает советский опыт — в советские времена было распределение аптек, когда каждый район был "закрыт" аптечной помощью. Может, стоит обратиться к опыту прошлого? Контролировать цены нужно не только на препараты жизненной необходимости, но и на льготные лекарства, там стоимостная политика отправлена в свободное плавание. Лечебное питание для детей вообще не контролируется, по мнению сопредседателя Всероссийского союза пациентов, а для семьи с ребенком-инвалидом это выливается в 50-60 тыс. руб. в месяц, неподъемные для многих суммы. Цель на следующий год — найти точки соприкосновения через ОМС, чтобы были введены амбулаторные тарифы, позволяющие хотя бы снижать цены на лекарства.

Фарма же ожидает рост рынка в следующем году. Любая дефектура всегда локальна и временна, а пациенты в больших городах начали предпочитать более дорогие препараты, говорит генеральный директор маркетингового аналитического агентства "DSM Group" Сергей Шуляк. Заболеваемость находится на стабильном уровне, так что по упаковкам — ни роста (так как демография не повышается), ни снижения не предвидится.

"Потребление в рознице не падает. Да, растут цены. Здесь есть два фактора: первый — инфляционный фактор, и второй — что потребитель начал предпочитать большую упаковку и более дорогие препараты. Опять появилась сезонность. Все ковидные дела канули в Лету. Мы достаточно быстро забыли про коронавирус. Сейчас мы видим, как рынок развивается по тем законам, что были до 2020 года", — подводит итог эксперт.



Елена Рычкова