Аналитика


Население шесть лет переплачивало за мусор из-за некорректных нормативов
Общество | Свердловская область | Курганская область | Челябинская область | В России

Спустя шесть лет реализации реформы в сфере обращения с ТКО, участники рынка и принимающие решения чиновники осознали, что ошиблись в расчетах. При этом "неточности", допущенные при определении базовых параметров, могли привести к завышенным платежам населения и строительству откровенно лишних мощностей по обработке и захоронению отходов, которые сейчас стоят загруженными наполовину. Речь, в частности, идет об определении нормативов накопления ТКО, которые напрямую влияют на размер платежа. Во многих регионах значения были признаны некорректными и отменены судебными решениями. Впрочем, ситуацию это не изменило. Подробности — в материале Накануне.RU.

Российский экологический оператор (РЭО) выступил с инициативой по пересмотру нормативов накопления ТКО. Предложение озвучил гендиректор компании Денис Буцаев на заседании межведомственной рабочей группы по решению вопросов в сфере обращения с отходами. По его словам, на основе этих нормативов формируются платежи, которые по итогу могут быть завышенными, а также ведется расчет количества ТКО в терсхемах, ошибки в которых влияют на определение мощностей проектируемых объектов инфраструктуры. Например, завышение количества отходов может привести к строительству избыточных мусорообрабатывающих мощностей, что опять же потребует увеличения тарифа для граждан.

Один из таких примеров существует в Челябинской области. В Магнитогорске компанией "Ситиматик" был построен мусорный комплекс, рассчитанный на 20 тыс. тонн ТКО в год. При этом, как следует из терсхемы, в этом кластере образуется только порядка 150 тыс. тонн отходов. Расходы на создание избыточного объекта были заложены в тариф, который после запуска завода подскочил в 1,5 раза.

Глава РЭО обратил внимание, что на сегодняшний день наблюдается большой разброс нормативов от региона к региону. Например, в Еврейской автономной области он равен 0,73 кубометра отходов на человека в год, а в Сахалинской области — 3,29 кубометра. Плата за мусор для населения формируется из двух составляющих: непосредственно тарифа и норматива. Их произведение и является платежом для каждого гражданина. Это дает регионам возможность накачивать региональных операторов деньгами, не поднимая тариф, рост которого ограничен. Для этого нужно просто изменить значение второго множителя.

"Со всеми регионами, в которых необходима корректировка нормативов, мы проводим работу по ускорению этого процесса. Разработали типовое техническое задание для проведения замеров, предоставляем разъяснения. В 2023 и 2024 году в 25 регионах нормативы либо уже скорректировали, либо регионы проводят замеры для корректировки. В 22 регионах планируется проведение замеров на 2025 год, еще в 22 — на 2026 год", — сказал гендиректор РЭО.

Мусоровоз в Санкт-Петербурге(2024)|Фото: Накануне.RU

При этом ряд субъектов, как например, Свердловская область, Камчатский край, Северная Осетия, Чечня, ЕАО и Республика Алтай, не предоставили в РЭО информацию по замерам отходов, поэтому они должны максимально оперативно их провести и установить новые нормативы накопления ТКО.

Однако эксперты считают, что нормативы сами по себе нарушают всю логику мусорной реформы. Собеседник Накануне.RU, близкий к РСПП, указывает, что потребитель при такой системе не заинтересован создавать меньше мусора и заниматься раздельным сбором у себя дома.

"Неважно, сколько ты реально произвел ТКО, заплатить тебя заставят по некому среднему нормативу, который неизвестно кем и как был установлен. А практика показывает, что нормативы устанавливаются с грубейшими нарушениями, без проведения замеров. Это подтверждается многочисленными решениями судов в Свердловской, Курганской области, Пермском крае, Калининграде, Бурятии и других регионах. Поэтому единственный правильный выход — это оплата по факту, сколько отходов произвел, столько и оплатил", — пояснил эксперт.

Однако даже судебные решения не могут заставить власти изменить систему. Так, в Курганской и Свердловской областях требования были исполнены формально: регионы незначительно изменили нормативы, опять же, без проведения замеров.

ФБЖ подсчитал, что только в Центральном федеральном округе, включая Москву и Подмосковье, регоператоры в 2022 году собрали порядка 100 млрд руб. А по России в целом показатели могут достигать 1 трлн рублей.

Проблемы отрасли и ее непрозрачность стали привлекать все большее внимания самых топовых чиновников. К примеру, ситуация с отменой и пересмотром некорректных нормативов в некоторых регионах находится на карандаше у главы СКР Александра Бастрыкина. Кроме того, накануне председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала всю реформу "регрессом и деградацией". По ее словам, к ситуации подключился вице-премьер Дмитрий Патрушев "и перезапустил весь процесс".

Ситуация дошла вплоть до президента РФ Владимира Путина. В ходе Совета по стратегическому развитию и нацпроектам глава государства поинтересовался у вице-премьера Дениса Мантурова, где обещанные мусорные заводы, а также деньги, которые выделялись на их строительство. "Что происходит?!" — возмутился президент.



Никита Светлов