Аналитика


Американские санкции заставят Россию продавать нефть еще дешевле
Экономика | В России | За рубежом

Американские власти ввели масштабные санкции против российского топливно-энергетического комплекса. Они коснулись, в частности, "Газпромнефти" и "Сургутнефегаза", десятков нефтесервисных предприятий и трейдеров, торгующих нефтью с РФ. Также под санкции Вашингтона попали 183 танкера.

Эффект от этих мер не заставил себя долго ждать. В разных портах по всему миру застряли 65 танкеров с российскую нефтью, написал 13 января Reuters со ссылкой на данные отслеживания судов. Суда встали в портах Китая, Сингапура, а также в Балтийском море и на Дальнем Востоке. О том, как санкции США повлияют на российский нефтяной сектор — читайте в материале Накануне.RU.

Стало известно о том, что Китай отказался принять три танкера с российской нефтью, попавшие ранее под санкции США. На борту находилось более 2 млн баррелей "черного золота". Затем об отказе принимать подсанкционные танкеры сообщили представители Индии. Банки этой страны начнут требовать у экипажей российских судов сертификаты происхождения, доказывающие, что нефть не поступает от попавших под ограничения поставщиков, сообщает Bloomberg.

Тем временем государственные и частные нефтяные компании в Китае стали активно закупать сырую нефть с Ближнего Востока и из других стран. Так они готовятся к возможным перебоям в поставках топлива из-за ужесточения санкций Вашингтона против России и Ирана. Китайские покупатели нефти опасаются, что небольшие частные нефтеперерабатывающие предприятия, которые уже находятся под давлением, могут вынужденно сократить производство топлива, если у них больше не будет доступа к российской и иранской нефти.

Полностью остановить экспорт российской нефти или серьезно его обвалить американские санкции не могут, успокаивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Полный уход российской нефти с рынка создаст риски для снабжения потребителей не только в Азии, где нашу нефть в основном покупают, но также в Европе.

"Это будет сдерживающий фактор для того, чтобы американцы давили на конечных покупателей российской нефти, а без этого давления одни только санкции в отношении танкеров, и даже в отношении добывающих и экспортирующих компаний достаточного эффекта не произведут. Я думаю, стоит ожидать увеличения цепочки посредников, и это будет приводить к увеличению дисконта на российскую нефть", — говорит Митрахович.

Коллаж, нефть, рубли, золото(2022)|Фото: Накануне.RU

Стоит отметить, что Россия и без того продает нефть с достаточно большой скидкой, но, по всей видимости, иностранные партнеры в ближайшее время смогут сэкономить еще больше на покупке российских энергоресурсов. Тем не менее, снижения физического объема поставок на какое-либо длительное время, как уверяет эксперт, ожидать вряд ли стоит.

Еще одной хорошей новостью для российского ТЭКа является то, что отказ принимать в портах подсанкционные танкеры все-таки не заложен на государственном уровне.

"Как такового отказа Индии и Китая нет — есть позиция отдельных покупателей или администраторов портов, которые решают, как им адаптироваться к текущим моментам. Возможно, это часть "выбивания" дополнительной скидки от России. Поэтому у нас нет такого феномена как "Индия и Китай закрывают порты" — они торгуются. Какие-то порты закрываются, какие-то открываются. И какие-то покупатели готовы работать. Вот есть контракт "Reliance Oil" – индийской компании с "Роснефтью" на 0,5 млн баррелей в сутки — каждый день поставки в течение 10 лет. Отказа от этого контракта пока не произошло, и я думаю, что и не произойдет", — объясняет эксперт.

Старший юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Мария Удодова указывает на масштабный характер санкций против энергетического сектора – под ограничения попало большинство российских энергетических компаний, их топ-менеджеров, а также морские суда, участвующие в экспорте российской нефти. Поэтому отказ портов дружественных государств принимать российские танкеры является реакцией на запрет властей США оказывать нефтесервисные услуги российским лицам, потому что на практике сделки с такими лицами действительно влекут риск вторичных санкций.

"Несмотря на то, что запрет обязателен только для американских лиц, лица из других государств часто выбирают консервативную тактику и также следуют запретам, опасаясь риска санкций. Что мы и наблюдаем", — поясняет юрист.

Санкции против РФ накладываются уже далеко не в первый раз, между тем, российские компании до настоящего времени находили способы по благополучному уходу от ограничений, и это не приводило к росту дефицита поставок, вспоминает аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко.

Новые ограничения коснулись далеко не всех танкеров, перевозящих российскую нефть, и их нельзя назвать катастрофическими, говорит он, хотя и преуменьшать значение этих ограничений тоже было бы неверно.

Риск того, что азиатские страны окончательно перестанут покупать российскую нефть, опасаясь риска вторичных санкций, эксперт считает крайне маловероятным.

Коллаж, обвал нефти(2020)|Фото: Накануне.RU

"Российская нефть продается с достаточно большими скидками и является нефтью высокого качества. Возможно, что российским компаниям, как и в прошлом году, придется искать способы по уходу от санкций, вырастут скидки на российские сорта нефти, под предлогом санкций начнется "выкручивание рук" российским компаниям со стороны покупателей энергоносителей из РФ", — говорит Дудченко.

Несмотря на все сложности, российская нефть с очень высокой долей вероятности продолжит и дальше поступать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, по-прежнему остается достаточно много вариантов обхода санкций.

"Например, широко применяются схемы Ship-to-Ship, то есть перегрузка нефти с одного танкера на другой в нейтральных водах. Подобного рода действия довольно опасны, но трудноотслеживаемы. Используются в том числе и так называемые коктейли — разбавление неподсанкционной нефти подсанкционной. В начале прошлого года британская The Guardian "вдруг" обнаружила, что Великобритания покупает нефть из стран, являющихся центрами переработки российской санкционной нефти — из Китая, Турции и Индии. До The Guardian о таких схемах сообщал Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) на базе данных от Kpler. Помимо ЕС, среди покупателей нефтепродуктов из санкционной нефти значились Япония, Канада, Австралия и даже США", — объясняет эксперт.

По словам Дудченко, санкции уже сказались на ценах на нефть — по данным на 14 января цена на нефть марки Brent выросла на 8%. Однако, если сравнивать этот рост с ситуацией в начале и середине 2022 года, то реакция рынка гораздо более сдержанная. Рынок хоть и опасается санкций, но отдает себе отчет, что эти ограничения не критичны.



Андрей Казаков