Российские вузы со следующего года переходят на новую систему образования взамен Болонской. Теперь основными составляющими будут не бакалавриат и магистратура, а один образовательный цикл, но с тремя уровнями: базовый — от 4 до 6 лет, специально высшее образование — некогда "магистратура", — до 3 лет, которое бесплатно можно получить сразу после "базового", и третий уровень — аспирантура, для тех, кто избрал путь науки и преподавательскую деятельность.
Те же, кто учится уже по действующим программам, завершат их в соответствии с первоначальным планом. Выданные ранее дипломы бакалавров, магистров и специалистов сохранят свою законную силу как в России, так и за рубежом. Правда, Болонская система несколько шире и глубже, чем простое деление на бакалавров и специалистов, а вот старая советская система — фундаментальней и специфичней, к ней хотели бы вернуться многие, но вместо западной новой и своей, но старой, выбор сделали в пользу некоего гибрида по форме, но не по содержанию. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Еще в 2022 году министр высшего образования Валерий Фальков объявил, что Россия уходит от Болонского процесса, который внезапно, на 19 году существования, себя не оправдал.
Спорить не будем. Деградация уровня знаний выпускников и образования в целом — общее место, на котором за последние лет десять не потоптался разве что ленивый. Переход на Болонскую систему в 2003 году был встречен настороженно профессиональным сообществом, а реформы оценивались негативно. Некоторое воодушевление после объявления о выходе страны из Болонского процесса было оправдано надеждами, что мы вернемся к прежнему советскому образованию, правда, высказывались опасения, что одно высшее образование без всей системы подготовки — от школьных парт до научных институтов — вернуть в состояние доперестроечного периода вряд ли получится. Позже выяснилось, что и высшее образование вернуть к стандартам и образцам лучшего в мире советского качества тоже не получится.
А что получится? Суверенное образование и то, какую форму оно примет, стало главной темой дискуссий на различных площадках. "Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента", — заявил тогда Фальков.
Классический проверенный формат, которым грезили в педагогическом сообществе, вылился в три невнятные ступени образования, вместо той одной — специалитета для всех и аспирантуры для заинтересованных.
Болонский процесс представлял собой свободный выбор студента направлений для обучения, набор курсов и свободное перемещение из университета в университет, из страны в страну. Но по итогу единой системы внутри страны так и не получилось, зато утечка мозгов двадцать лет проходила успешно. Сегодня это останавливать даже не собираются, обещают оставить "мобильность" и "модульность". А в чем же разница?
Декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Гульнара Ручкина рассказывает, что 19 лет формировались стандарты, исходя из видения того, какие дисциплины должны быть, но при этом в различных вузах эти дисциплины были различны. И даже в рамках нашей большой страны было сложно перейти из одного вуза в другой, потому что программа выстраивалась по-разному.
"Чего мы ждем от перестройки образования? Переход на самобытную, национальную систему. Для нашей национальной системы образования, которую мы стали терять в связи с переходом на Болонскую систему образования, была характерна наибольшая фундаментальность. Знания давались фундаментальные, мы готовили специалистов широкого профиля", — говорит Ручкина.
Почему же провалилась Болонь?
"Многие столкнулись с проблемой — да, мы подписали Болонскую декларацию, да, нам интересно попробовать мобильность, но никто дальше перевода часов в баллы и признания модулей не погружался в содержание дисциплины. Не просто содержание модуля, а содержание каждой дисциплины. А это еще учебники, содержание программ, тесты, коллоквиумы", — поясняет омбудсмен в сфере образования Амет Володарский.
Но что же теперь изменится? С 1 сентября 2026 года останется двухуровневая система: базовый уровень и специализированный уровень. Володарский выступает за то, чтобы всем университетам дали больше свободы в формировании программ, у каждого вуза должны быть свои собственные стандарты. То есть мы от единого образования уходим все дальше?
Получается, что уход от "европейского образования" во многом декларативный, перемена названий не скажется на сути. Времена изменились и останется не только мобильность, но и принцип — персональная траектория для всех?
"Строить собственную траекторию в образовании сегодня — самая главная компетенция для любого человека, — говорит заслуженный профессор института образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. — Главное сегодня — это мобильность, адаптивность к рынку труда".