Власти ЯНАО продавили административную реформу, направленную на укрупнение муниципалитетов. Первым шагом станет слияние Приуральского района и Лабытнанги. Накануне в Большом Приуралье, как чиновники называют объединенную территорию, прошли первые публичные слушания, которые продлятся до 3 февраля. Примечательно, что депутаты и власти Приуральского района, изначально не выражавшие желания объединяться, теперь изменили свою позицию. Между тем, население полагает, что реформа крайне негативно скажется на судьбе поселений, и адресует обращения вплоть до полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Глава Приуральского района ЯНАО Иван Сакал заявил, что жители муниципалитета выразили поддержку объединению с Лабытнанги. Чиновник вместе с главой города Семи лиственниц Мариной Тресковой посетил поселок Катравож.
"Вышли с инициативой, что объединенный район будет и должен называться Приуральским. Территория Приуралья должна прирастать. Земляки нас в этом поддержали", — безапелляционно сообщил глава Приуральского района в своем телеграм-канале.
Интересно, что еще летом минувшего года, когда муссировалась тема объединения муниципалитетов (помимо Приуральского, планируется ликвидировать Красноселькупский район, присоединив его к Пуровскому), власти округа пытались успокоить население, официально заявляя, что вопрос снят с повестки дня. Так, в департаменте внутренней политики информировали ЯНАО говорили, что планируется разработать программу развития Приуралья с учетом мнения жителей и представить ее для обсуждения. Тогда же против объединения высказывались и депутаты думы Приуральского района. Между тем, сейчас позиция чиновников и депкорпуса кардинально изменилась.
"По всей вероятности, в округе провели с ними работу. Кто захочет рисковать карьерными планами, бизнес-интересами и статусом?" — иронично реагируют в беседах с изданием жители муниципалитета.
Впрочем, на фоне заявлений об учете мнения населения, "ползучая" подготовка к ликвидации якобы бесперспективных муниципалитетов продолжалась. Об этом, например, свидетельствует понижение статуса районных больниц в Аксарке (административный центр Приуральского района) и Красноселькупе до участковых. В Красноселькупе, кроме того, закрыли самолетное сообщение с Тюменью, предложив жителям отдаленного муниципалитета добираться до "большой земли" через Новый Уренгой вертолетами, в большей степени зависящими от погодных условий.
Теперь, судя по всему, вопрос объединения как минимум Приуральского района чиновниками решен. Населению обещают "бурное развитие", заявляя о выделении в будущем 31 млрд рублей, в том числе, 17 млрд на развитие Аксарки. Село в рамках озвученной Тресковой концепции собираются сделать центром этнотуризма. Так, для привлечения тысяч туристов чиновники обещают, среди прочего, проведение масштабных Дней оленевода, прокладку лыжной трассы и установление стелы, свидетельствующей о нахождении села непосредственно на Полярном круге.
Источники финансирования столь амбициозной концепции, однако, неясны. Например, на 2025 год доходы бюджета всего округа составляют, по прогнозам, 342,6 млрд рублей, при этом дефицит достигает 42,3 млрд. Не исключено, что деньги власти региона планируют просить у федералов.
"Сомнительно, что в стране при нынешней экономической и геополитической ситуации нет более важных задач, чем обеспечить бурное развитие Аксарки. Все это в большой степени напоминает Нью-Васюки. Тот же горнолыжный курорт Рай-Из, который, по замыслу чиновников, должен стать туристическим центром всероссийского уровня, им вряд ли будет. Туризм в округе всегда был нишевым, а не массовым. Это расстояния, транспорт, доступность, цены, климат. Ямал — не Сочи и не Крым", — полагает собеседник издания в Заксобрании ЯНАО.
На фоне предстоящего слияния Лабытнанги и Приуральского района правительство округа заодно планирует ликвидировать и несколько десятков населенных пунктов в других муниципалитетах. В конце минувшего года губернатор Дмитрий Артюхов подписал закон "О малых населенных пунктах", согласно которому 27 поселений, населенных преимущественно коренными малочисленными народностями Севера и не имеющими необходимой инфраструктуры, предполагается расселить. Жителям, выразившим желание переехать, обещают меры господдержки. При этом не поясняется, что ждет не пожелавших менять место жительства.
Отметим, что в числе "приговоренных" населенных пунктов значится, к примеру, ненецкий национальный поселок Яптик-Сале в Ямальском районе и село Киккиакки в Красноселькупском районе, где компактно проживают представители народа селькупов. В эту канву укладывается уже упраздненное село Газ-Сале, признанное бесперспективным и присоединенное к Тазовскому. Сам процесс ликвидации поселений на Ямале стартовал, впрочем, не сегодня. Еще в 2006 году региональное заксобрание приняло решение о ликвидации десятков населенных пунктов.
Между тем, несмотря на заявления Марины Тресковой и Ивана Сакала, жители Приуральского района демонстрируют иные настроения. Так, местный активист Леонид Моисеев, проживающий в поселке Белоярск, направил обращения Дмитрию Артюхову и председателю заксобрания Сергею Ямкину, приводя многочисленные доводы против административной реформы. Активист рассчитывает привлечь к противостоянию и полпреда президента РФ в УрФО Артема Жогу. В его адрес Леонид Моисеев направил очередное письмо, к которому приложены листы с сотнями подписей жителей Аксарки, Белоярска, а также тундровиков (копии документов находятся в распоряжении издания — прим. ред.).
Среди прочего, активист указывает на ухудшение транспортной доступности для жителей поселков, для которых даже до Аксарки дорога измеряется многими десятками километров. Теперь же, в случае необходимости поездки до Лабытнанги в социальные или медицинские учреждения, предстоит ехать еще дольше, причем преодолевать преграду в виде Оби, что зачастую крайне проблематично в межсезонье.
Отдельно общественник затрагивает и будущее противоречие между планами развития туристической инфраструктуры и интересами КМНС. В частности, размещение туркластера в госзаказнике "Горнохадатинский" неизбежно затронет интересы коренного населения, поскольку по его территории проходят вековые маршруты каслания стад оленей и, таким образом, это создаст риски роста социального напряжения. По оценкам Моисеева, поддерживаемого жителями, "массовый туризм начнет вытеснять жителей с обжитых мест".
"В том, что реформа проводится без учета мнения населения, нет никаких сомнений <…> При нашей сложной логистике это неизбежно скажется на доступности. Наше обращение вызвано стремлением обеспечить благополучие территории проживания нашего населения и ответственностью перед будущими поколениями северян", — пишет Леонид Моисеев.
Пока жители Приуральского района ждут обратной связи, в муниципалитете продолжаются публичные обсуждения, которые продлятся до 3 февраля. После этого дума муниципалитета должна обратится в заксобрание. Интересно, что, несмотря на заявления главы Приуральского района о "единодушной поддержке" инициативы, комментарии под постами Сакала свидетельствуют об обратном.
"Земляки единогласно поддержали", то есть, голосование все-таки есть? Ну, значит, пойдем на встречу для голосования. Или голосования нет? Даже если не поддержали, все равно скажут, что народ обеими руками "за"! Иван Иванович, перед турне по селам Приуралья скажите, пожалуйста, у народа есть право голоса? Право выбора? Или все уже решено без нас — жителей Приуралья?" — высказала мнение пользователь Глафира Савельева.