Аналитика


Это что за цирк в собянинском градостроительстве?
Общество | В России

В последние годы в Москве активно обсуждали планы по реконструкции Большого цирка на проспекте Вернадского. И, как выяснилось, в скором времени от символа советского архитектурного модернизма практически ничего не останется.

Мэр Москвы Сергей Собянин в своем телеграм-канале "обрадовал": "Комплекс будет состоять из центрального здания в форме шатра и вытянутого вспомогательного корпуса; между собой их соединят переходом. Общая площадь превысит 80 тыс. кв. м. Вместимость зрительного зала увеличится с трех до пяти тысяч мест".

Проект реконструкции Большого цирка на проспекте Вернадского — архитектурный вызов или культурная катастрофа? Подробнее — в материале Накануне.RU.

Золотой купол раздора

Разговоры о том, чтобы реконструировать цирк на проспекте Вернадского, начались еще в 2017 году. Интересно, что до этого из федеральных средств было выделено порядка 600 млн на реконструкцию здания культурного учреждения. Затем, якобы для того, чтобы осуществить ремонт крыши, федеральное учреждение передали в ведение властей Москвы. И сразу же решили не реконструировать, а, видимо, инновационно подойти к вопросу, в духе Собянина.

Причина в том, что сегодня, со слов заместителя мэра Владимира Ефимова, здание оказалось в непригодном для использования техническом состоянии. После ремонта? Телеграм-канал "Цирковые" комментирует новость, озвученную властями города:

"Заместитель мэра Ефимов очень осторожно подбирает правильное слово, называет предстоящий процесс словами "разобрать здание". Очень чиновнику страшно произнести слово "снести". А в конце Ефимов попросту смеется в эфире главного федерального канала. Со стыда, видимо".

Большой Московский государственный цирк на проспекте Вернадского(2025)|Фото: Алексей Кузьмин

Проект Цирка на проспекте Вернадского в Москве(2025)|Фото: Москомархитектура

Даже объявили конкурс. Победителем конкурса по разработке концепции стал проект, состоящий из двух зданий: центрального, в форме шатра, и вытянутого, вспомогательного, корпуса. Между собой они будут соединены переходом. Надо сказать, что стиль нового цирка подчеркнуто "восточный", поворот к Китаю дорого обходится, и если одни видят "восточную сказку" в золотой сосиске и шатре, другие хватаются за сердце, настолько проект вульгарен и не вписывается в облик города.

Эксперты считают, что советский проект был продуман, лаконичен, был разработан с гармоничными пропорциями и своим стилем хорошо вписался в ландшафт. Рядом же с "сосиской" пользователи сети видят "минарет". К чему бы это? Другие шутят, что теперь в Москве будет не только Царь-пушка, Царь-колокол, но и Царь-шапка. Хотя в конкурсе проектов для нового цирка приняли участие восемь известных архитектурных бюро. В итоге выбрали то, что выбрали.

Главная, но не озвученная официально, причина "реконструкции" цирка состоит в том, что в этой локации властям крайне необходим масштабный культурно-развлекательный центр. Старый цирк вмещает почти вполовину меньше зрителей, чем тот, что построят. Притом, что оригинальный проект Якова Белопольского до сих пор является одним из самых больших цирков в Европе. Коммерциализация архитектуры и создание массовых развлекательных центров — маркер времени, как казалось, уходящего. Но, видимо, главнейшим из искусств остается цирк, только почему он происходит и в градостроительстве? Ведь всем ясно, что не всегда "дорого-богато" глазу приятно, вспоминаются золотые унитазы коррупционеров, да и не совсем современно это — как цыганский золотой зуб в архитектурной челюсти столицы.

Новый проект Большого цирка вызвал множество споров не только в среде специалистов, историков и архитекторов, особенно волнуются жители района. Вопрос, который стоит на повестке дня: насколько оправданно разрушение исторического контекста ради создания нового, зачастую сомнительного, архитектурного объекта? За новый проект вписался гендиректор цирка Эдгард Запашный, он припомнил, что в 1971 году, когда государственный Большой Московский цирк строился, тоже была критика. А вообще картинка всегда отличается от проекта, но те, кто будет этим заниматься, имеют большой опыт, а значит, представят в итоге "качественный продукт", высказался артист.

Архитектурный контекст и "просто сосиска"

Улица Коперника, рядом с которой планируется строительство, представляет собой гармоничное сочетание сталинской архитектуры и зеленых насаждений. Восьмиэтажные сталинки окружены ухоженными дворами и старыми липами. Рядом расположены парк и "Детский музыкальный театр", которые дополняют культурный ландшафт района. Это место, где история и современность сосуществуют в гармонии, и любое вмешательство в этот контекст требует особой осторожности. Об этом пишет телеведущий Сергей Мардан:

"К слову, и здание Большого цирка — это строгий узнаваемый и стильный силуэт. Вписанный в пропорции проспекта и открытого горизонта Москвы, за которым люди и едут на Воробьевы горы. Как можно все это убить и навалить вместо цельного архитектурного ансамбля кучу разноцветного говна — не поддается никакому осмыслению".

Москвичи окрестили новый проект "гигантской золотой сосиской". Некоторые люди сначала даже не поверили, что проект настоящий, думали, что это фейк, слишком уж фантастично выглядит то, как на Москву положили золотой фаллический символ. Но после официального сообщения Собянина поняли, что это не шутка, а дело решенное. И тогда уже создали петицию против такой "реновации".

"Культовый цирк, построенный в 1971 году и знакомый поколениям москвичей, стал неотъемлемой частью Гагаринского района, и замена полюбившегося белого купола на психоделический шатер с подобием колонки JBL равносильна подмене историко-культурной ценности на разноцветный фантик, в котором нет ни совместимости с городом, ни здравого смысла. Мы считаем недопустимой подобную реконструкцию Большого Московского цирка и требуем отказаться от этой идеи и либо провести новый конкурс работ, либо пересмотреть результаты существующего", — сказано в петиции.

Примечательно, что местные жители, как всегда, не были вовлечены в обсуждение проекта. Их мнение игнорируется. Специалистов тоже не слушают, а они настаивают на том, что уничтожение уникального архитектурного ансамбля ради создания нового "лайфстайл"-пространства — это не только потеря эстетики, но и утрата культурной идентичности.

Проект реконструкции Большого цирка на проспекте Вернадского — это не просто вопрос архитектуры, это вопрос о том, как мы ценим и сохраняем наше культурное наследие. Ведь архитектура — это не только здания, но и история, которая стоит за ними. Москва всегда отличалась преемственностью стилей и представляет собой гармоничное наслоение культур, зачем же убирать советский модерн, которым вдохновлялись архитекторы, ценящие объемно-пространственные решения во всем мире, с лица города, представляющего всю страну?

Так сегодня мы рискуем потерять не только красоту, но и душу города. То, что происходит в собянинской Москве, часто перекидывается на всю страну, а что, если подобные инновационные "повороты на Восток" станут модными у властей? Сохранить уникальность и идентичность наших городов в условиях стремительного развития и коммерциализации — вот к чему призывают эксперты. Тем не менее, строительство нового здания планируется начать уже в этом году и закончить к 2028-му.

Писатель, публицист и москвич Дмитрий Лекух в беседе с Накануне.RU отмечает странность решения властей Москвы о том, чтобы построить "это" вместо цирка.

"Есть искренняя надежда, что "это" никогда не будет реализовано. Потому что проспект Вернадского — это старый академический район, там достаточно много людей живет из академической элиты. Понимаете, это просто безвкусно. Давайте говорить прямо, по большом счету, сам купол технически — это просто уменьшенная копия любого среднеевропейского футбольного стадиона. Только на него сверху положат какую-то фигню со шпилем, из-за чего он становится похожим на каску канцлера Вильгельма. А вот то, что рядом положено, я, честно говоря, немножко потерялся. Единственная надежда, что по проекту это дилдо должно в нужный момент сэрегировать, раскрыться, и оттуда вылетит "Сармат" и жахнет сразу по Вашингтону. Ничем другим это архитектурное новшество, которое они называют "микрофоном", оправданно быть не может. Если серьезно, то для меня как москвича это выглядит оскорбительным".



Елена Рычкова