На днях в Сети появилась информация о том, что "АвтоВАЗ" временно приостановит выпуск автомобилей Lada Granta. По данным издания Avtograd, последний рабочий день на линии Granta запланирован на 25 апреля. В период с 28 по 30 апреля персонал будет получать две трети от своих окладов и тарифных ставок, а на первую декаду мая сотрудников предприятия отправят в отпуск. Возобновление производства намечено на 12 мая. Вынужденный простой планируется использовать для переоснащения сборочного конвейера под выпуск новой модели — Lada Iskra. Однако если этого не удастся сделать в установленные сроки, простой могут продлить.
В марте 2025 года продажи LADA упали на 33% по сравнению с прошлым годом за аналогичный период, сообщила пресс-служба "АвтоВАЗа". Глава компании Максим Соколов винит в этом высокую ключевую ставку, ужесточение условий выдачи кредитов со стороны ЦБ и демпинг из-за стоков иностранных авто, ввезенных в прошлом году.
На этом фоне telegram-канал Mash сообщил о том, что АвтоВАЗ якобы скрытно сокращает производство из-за затоваривания и провала продаж машин, а руководство задумалось о приостановке работы завода в Тольятти. Правда, слухи о сокращении производства в компании опровергли.
Тем не менее, сложно отрицать, что удорожание себестоимости производства, высокие проценты по кредитам и неподъемная конечная цена для потребителей действительно снижают спрос и бьют по рентабельности российского машиностроения. Дело коснулось не только рынка легковых авто.
Прибыль "КамАЗа" упала почти в 30 раз из-за дорогих кредитов и конкуренции с китайскими машинами. По итогам 2024 года крупнейший российский производитель грузовиков заработал всего 731 млн руб. Тогда как в 2023 году – 20,4 млрд руб. В отчете компании говорится, что рост процентных ставок по кредитам сильно повлиял на чистую прибыль – как и увеличение налогов. За год кредитный пакет "КамАЗа" вырос почти на четверть.
А в конце марта стало известно о затоваренных складах "Ростсельмаша", технику которого не покупают аграрии. Причины все те же: высокая ставка по кредитам и сворачивание господдержки. По словам совладельца предприятия Константина Бабкина, сейчас завод производит примерно в три раза меньше комбайнов и тракторов, чем год назад. Полугодовой запас тракторов и комбайнов остается нераспроданным.
Падение рынка легковых автомобилей в марте 2025 года по сравнению с мартом прошлого года составило 45%, грузовых автомобилей — 60%, рассказали Накануне.RU в Ассоциации "Российские автомобильных дилеры" (РОАД).
По прогнозам ассоциации, по итогам 2025 года рынок легковых автомобилей может упасть на 37% (с 1,6 млн. до 1 млн. единиц), а грузовых — на 50% (с 124 000 до 62 000 единиц). Это повлечет тяжелые последствия как для организаций авторитейла и потребителей, так и для авторынка в целом, включая дезорганизацию дилерских сетей и массовые увольнения сотрудников — без работы могут остаться около 150 тыс. человек.
Участники рынка сходятся во мнении, что ключевой причиной наступления темных времен в отрасли стала политика Центрального банка.
Если сравнивать первые три месяца 2025 года и первые три месяца 2024-го, падение продаж составило почти 30%, что очень много, говорит член совета директоров ГК "Автополе" Сергей Вайнер. Главная причина такого положения дел кроется в высокой ключевой ставке.
"Она привела к удорожанию автокредитов для потребителей. Чтобы купить автомобиль, человеку нужно взять кредит по ставке 27, 28 или 30% годовых. Для очень многих людей, планировавших купить автомобиль в кредит, покупка стала физически неподъёмной. Месячный платёж по кредиту стал слишком большим", — объясняет эксперт.
Ко всему прочему, в своем стремлении "остудить рынок" Центробанк ужесточил условия для одобрения кредитных заявок. Хотя доля желающих взять кредит уже и так уменьшилась из-за неподъёмных процентов, банки стали чаще отказывать по кредитным заявкам. Заявок на кредит стало меньше, и одобрять их тоже стали меньше. Естественно, продажи в кредит упали.
С другой стороны, упали продажи и за наличные. Потому что очень много наличных средств, которые потребители планировали вложить в покупку автомобиля, были "вымыты" с рынка в пользу банковских вкладов.
"Повышение ключевой ставки привело к повышению ставок по банковским депозитам. Ещё недавно было реально вложить деньги в банк под 22-25% годовых. Для огромного количества потребителей это очень высокая доходность. Чтобы получить 22-25% от своих сбережений, не надо ходить на работу — это дополнительный пассивный доход. Можно внести 1 млн рублей и получить через год 220-250 тыс. А с вложенных в банк 5 млн накопится целый миллион рублей", — обращает внимание собеседник Накануне.RU.
В результате очень многие потребители, имевшие планы купить автомобиль за наличные, отложили покупку по причине того, что им гораздо выгоднее положить деньги в банк под проценты, а не покупать автомобиль, который моментально начинает терять в цене.
Еще одно пагубное воздействие ставки рефинансирования проявилось в резком удорожании заёмных средств для автодилеров. Для них стало нерентабельно обслуживать склады с автомобилями.
"Ставка по коммерческим кредитам приблизительно 28-30% годовых, то есть больше 2% в месяц. При этом дилерская маржа составляет приблизительно 5-6%. Если я храню на складе товар в течение двух месяцев и продаю через два месяца, даже не давая никаких скидок, я ничего не зарабатываю, потому что вся маржа уходит на обслуживание заёмных средств, вложенных в этот склад", — говорит эксперт.
Бизнес-модель этого не выдерживает, поэтому дилеры с августа-октября прошлого года вынуждены распродавать складские запасы — обслуживать вложенные в склад заёмные средства стало очень дорого. Отсюда небольшой выбор товара в части цвета, комплектации и моделей.
Косвенное влияние на падение спроса оказало и повышение утилизационного сбора, заложенное вплоть до 2030 года. Его цель в том, чтобы максимально мотивировать автопроизводителей к организации локального производства своих автомобилей в России. Чем больше доля локализации в произведённом автомобиле, тем больше правительство компенсирует сбор. При определённой глубине локализации компенсация будет достигать 90% и более.
Но в моменте, поскольку все-таки большинство автомобилей на рынке пока импортные, повышение утильсбора, случившееся 1 октября 2024 года, привело к массированному повышению розничных цен, отмечает Сергей Вайнер.
Сейчас начинает появляться новая причина торможения спроса. Из-за того, что ставка держится довольно давно, а ЦБ уже несколько раз сохранял её уровень, на рынке сформировалось новое ожидание — ожидание снижения ставки. Теперь большая часть потребителей, особенно планирующих покупать в кредит, будут сидеть и ждать ее понижения, которое приведёт к понижению стоимости коммерческих кредитов, указывает член совета директоров ГК "Автополе".
Что касается слухов о возможных сокращениях производства "АвтоВАЗа" и приостановки выпуска отдельных моделей, то не исключено, что они могут стать реальностью, отмечает он.
"АвтоВАЗа" тоже касаются проблемы, связанные со ставкой автокредита и выводом с рынка наличных средств. Повышение утильсбора, понятное дело, меньше всего затрагивает эту компанию. Хотя в себестоимости производства все равно "сидит" обслуживание заёмных средств, которое для "АвтоВАЗа" так же подорожало, как и для других участников рынка.
"Возможно, они примут решение об ограничении, либо о закрытии производства в отдельных сегментах. Но для "АвтоВАЗа" проблема падающего спроса наименее болезненна, потому что компания до сих пор сидит в достаточно эксклюзивных сегментах. Сидит уверенно и монопольно. И конкуренции у него, по большому счёту, как не было, так и нет", — констатирует Сергей Вайнер.
Генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский отмечает, что в целом продажи не падают, они находятся ниже запланированных показателей планов на год, исходя из того, что автодилеры установили план продаж в 1,4 млн автомобилей. После 3-х месячных итогов рынок оценивается в 1 млн проданных автомобилей.
Однако причины снижения активности покупателей эксперт называет те же — все деньги отправили в депозиты и получают по ним 21%, понимая, что с покупкой автомобиля можно подождать.
"С этим бороться не надо и не получится. При снижении ключевой ставки банка России до значений в районе 10-12 % рынок кредитования физлиц будет на уровне 15% и тогда активность будет восстановлена и даже с запасом перекроет текущие уровни", — считает он.
Хотя рост ключевой ставки ЦБ привел к снижению объемов кредитования в сравнении с прошлым годом, в то же время уровень продаж в кредит на уровне 60% от всех проданных новых автомобилей в 2025 году — это достаточно высокий показатель в условиях высоких ставок, добавляет Ольховский.