Президент США Дональд Трамп объявил о введении новых пошлин на товары крупнейших торговых партнеров страны в начале апреля. Пошлины в большинстве случаев составят от 20% до 35%, но в случае с Китаем — аж 145%. В результате американские потребители могут столкнуться с повышением цен на обувь, одежду и бытовую электронику на 15–20%. "Айфоны" — символ американского айти, производящийся в Китае — уже растут в цене. Интересно, что в список стран, на которые распространяются новые пошлины, вошли 185 государств, но Россия, Белоруссия, Куба и КНДР не попали в него. Трамп объяснил это тем, что у США нет бизнеса с Россией. По этому поводу завирусился мем, как Россия с ленцой наблюдает на торговые войны в мире, но неужели на нас повышение цен никак не отразится? А что будет с ценой на нефть? Подробнее — в материале Накануне.RU.
Если многие государства принимают решение о том, чтобы договариваться с Трампом, то ставки в противостоянии США и Китая постоянно растут. 11 апреля Китай повысил пошлины на американские товары до 125%, заявив, что будет игнорировать дальнейшие меры. Кроме того, Пекин ввел ограничения на поставки редкоземельных металлов и санкции против некоторых американских компаний.
Доля США в торговом обороте Китая составляет 11% ($690 млрд из $6,2 трлн), а в экспорте — 15% ($525 млрд из $3,6 трлн). При начавшихся торговых войнах эти показатели могут значительно снизиться. После обмена "тарифными ударами", вероятно, начнется переговорный процесс для снижения пошлин. И Трамп, вроде бы, уже немного сдал назад и освободил от повышенных пошлин смартфоны, ноутбуки, чипы, планшеты, умные часы, фитнес-браслеты и ТВ из Китая.
К тому же, у Китая масса вариантов "параллельного экспорта", он может начать поставлять свою продукцию через третьи страны, по аналогии с нашим "параллельным импортом". Полмира — особенно возьмем Африку, Латинскую Америку — Китаю должны, и они с удовольствием пойдут Китаю навстречу, считают эксперты.
"Китай будет искать возможности компенсировать свои потери на американском рынке. Говорят, что примерно 80% китайского товара в Америке просто исчезнет. Это гигантские суммы, поэтому, думаю, будут компенсировать за счет России", — говорит в беседе с Накануне.RU экономист Валентин Катасонов.
"Я почему-то вдруг вспомнил выступление Никсона 15 августа 1971 года. Никсон сказал о том, что прекращается размен долларов на золото в американском казначействе. Выступление по телевидению касалось того, что Америка вынуждена ввести пошлины на импорт в размере 10%. И он прекрасно понимал, что это вызовет очень серьезную негативную реакцию со стороны американцев. Поэтому вот он их успокаивал, объяснял, почему это необходимо. Но вы сами понимаете, там 10%, а здесь... Я думаю, что повышение цен на товары на внутреннем рынке подольет масла в огонь", — говорит Катасонов.
Так, например, взлетели на цены iPhone как в США, так и за границей. Все потому, что основной завод по сборке iPhone находится в Чжэнчжоу и принадлежит компании Foxconn, где трудится более 300 тысяч человек. Заводы Foxconn могут производить до полумиллиона устройств Apple ежедневно. Хотя продукция также собирается в Индии и Вьетнаме, основная часть всё же производится в Китае и подпадает под новый тариф. Для товаров из Вьетнама ставка составляет 46%, а для индийских — 26%.
Что касается России, то здесь парадокс — "что нам мешает, то нам и поможет" — сработал на 100%. США не ввели пошлины против России и Белоруссии из-за уже действующих мер в отношении этих стран. Хотя идет переговорный процесс. Но, как заявил министр финансов США Скотт Бессент в интервью Fox News, продукция из этих стран не поставляется в США. Экономист Никита Кричевский подтверждает: у нас уже и так действуют санкции.
"У нас переговорный процесс. Существенно улучшились отношения с Америкой. А самое главное, что мы находимся под санкциями и фактической торговли-то нет. Так же, как нет ее у США с Белоруссией. Понимаете? Ну нет, а на что накладывать? Ну у нас же санкции на то, чего нет. Нас это никак не касается и не коснется. Естественно, до тех пор, пока есть санкции. А санкции будут в отношении нас еще достаточно долго", — говорит Кричевский.
Но что касается других последствий торговой войны, которые могут повлиять и на Россию? Например, глобальное снижение цен на энергоносители – уже сейчас нефть стоит меньше, чем заложено в российском бюджете.
"Снижение временное и связано с тем, что народ просто сейчас побежал из акций, из ценных бумаг в кэш, — говорит Никита Кричевский. — Биржевая торговля осуществляется, как известно, не столько нефтью, сколько ценными бумагами нефтяными. Поэтому и цены пошли вниз, потому что спекулянты побежали в кэш. Сейчас они вернутся. Ничего другого делать не умеют. Ситуация восстановится, она уже восстанавливается".
Более того, эксперт уверен, что последствия для нас обернутся даже выгодами. Например, может увеличиться поток поставляемых в Россию товаров через третьи страны. Товары как из Китая, из Юго-Восточной Азии, так и из западных стран через дружественные государства наполнят рынок:
"Это значит, что цены будут в худшем случае оставаться на прежнем уровне, а в лучшем случае упадут. Насколько упадут, не скажет сегодня никто. Но первые примеры, это тенденция — затоваривание китайскими легковушками и грузовиками. На все остальное внутрироссийская цена не упадет, просто потому что мы это производим внутри страны. Нефть добывают сами, электроэнергию производят сами и так далее".
Валентин Катасонов более осторожен в прогнозах, и цены на нефть, по его мнению, — опасный фактор, который повышает вероятность рецессии в 2025 году.
"По поводу России и Белоруссии пока Вашингтон молчит — объяснили это тем, что сейчас идут переговоры. Но, возможно, в отношении России и Белоруссии тоже будут введены пошлины. Пока мы не знаем, какие. Да и, честно говоря, еще не знаем, а будет ли у нас какая-то торговля с Соединенными Штатами Америки. Что касается, скажем, американцев, то я думаю, они могли уже почувствовать с 9 числа — когда вступили в силу запретительные, можно сказать, пошлины американские на китайские товары — все на себе. Товарооборот между США и КНР немалый, полтриллиона долларов", — сказал он.
Эксперт добавил, что американский импорт в два раза больше, чем американский экспорт в Китай. Там очень много товаров, которые Америка не в состоянии быстро заместить товарами из каких-то других стран.
"Я думаю, будет существенный рост цен на внутреннем рынке США. Временной лаг небольшой будет, потому что все-таки есть товарные запасы, торговцы тоже не дураки, поэтому с учетом новой ситуации они могут поменять ценники. Для американцев это очень чувствительный момент. А мы пока наблюдаем, да. Но радоваться особо нечему", — заключил он.