Аналитика


Понравилось? Треть преподавателей вузов хотят больше дистанта
Образование | В России

В России сформировалась большая группа преподавателей вузов (более трети), которые хотят больше дистанта. Об этом свидетельствуют данные исследования РАНХиГС, говорится в статье "Динамика отношения к дистанционному образованию: новая востребованность формата преподавателями", опубликованной в журнале "Высшее образование в России". Чем это вызвано и к чему ведут такие тенденции?

С 2020 года ведется мониторинг отношения преподавателей к современным вызовам, который проводится Центром "ИНСАП" ИПЭИ РАНХиГС. И последняя, седьмая, волна мониторинга (май 2024 г.) показала возникновение устойчивой группы преподавателей, которые сообщают о недостаточном количестве дистанта. В статье проанализированы данные, собранные в ходе онлайн-опросов 2022, 2023 и 2024 гг., проведенных Центром полевых исследований "ИНСАП" РАНХиГС. В каждой из трех выборок было от 16 до 21 тыс. анкет из более чем 80 регионов.

Преподавателям задавался вопрос, как они относятся к дистанционному формату обучения. За три года каких-либо существенных изменений не обнаружено. Абсолютно не приемлют дистант около 12% преподавателей, а вот почти 60% допускают его, но в размере не более 25% от общего объема учебного времени. Это самая большая группа преподавателей, составляющая к тому же абсолютное большинство. При этом еще 20% преподавателей считают, что целых 50% учебного времени можно перевести в дистант.

Если же исследовать соотношение оптимального и фактического времени дистанта, то можно обнаружить устойчивые 34-40% опрошенных преподавателей, сообщающих, что в их практике дистанта по факту меньше, чем они считают оптимальным. И это во всех группах преподавателей — вне зависимости от их реальной включенности в дистанционный формат. Причем наибольшей эта доля (75%) является в группе тех, кто вообще не ведет занятий онлайн. Напротив, тех, кто считает, что дистанта меньше оптимального объема, лишь 12%. То есть преподаватели явно хотят больше дистанта, чем меньше.

Интересно, что только 34% преподавателей ответили, что дистанта в их занятиях нет вообще. При этом почти 50% сообщили о четверти занятий на дистанте. Из этого можно заключить, что дистант в большинстве вузов никуда не делся, лишь уменьшившись до 25%. Об этом периодически говорят сами преподаватели.

Еще один достаточно неожиданный результат. Не молодые, а пожилые преподаватели чаще сообщают, что хотели бы больше дистанта, — таких 44% среди преподавателей старше 55 лет. До 35 лет их 35%. Желание иметь больше дистанта немного чаще ощущается преподавателями в крупных городах. А также среди тех, кто работает по совместительству.

Все это свидетельствует о растущем интересе к дистанционным форматам, что может служить основой для активного внедрения цифровых практик в высшую школу, заключают авторы.

Также они считают, что преподаватели стоят перед серьезным вызовом, потому что контроль за содержанием обучения и способами его осуществления переходит от них самих к "архитекторам цифровых технологий".

Это размывает саму суть работы и область ответственности профессорско-преподавательского состава. Меняется самоидентификация преподавателя вуза: из носителя и поставщика академических знаний он превращается в "обучающего дизайнера, провайдера контента и ресурсов, в наставника студентов, фасилитатора обучения" (фасилитатор — это человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию). То есть налицо коренное изменение функций преподавателя. Однако авторы видят в этом скорее положительное явление и поддерживают "цифровую трансформацию" образования.

Ранее преподаватель мехмата МГУ Николай Волков заявил, что сами преподаватели вузов заинтересованы в том, чтобы был дистант. И причиной тому вовсе не заинтересованность в цифровых технологиях, а банальная нехватка времени из-за подработок, которыми вынуждены заниматься преподаватели. Просто на дистанте им легче, они тратят меньше времени и сил, а на подработку сил остается больше.

"Он, бедолага, работает на трех работах, и ему с тех двух работ ехать ради одной пары в университет неохота. Он кое-как по "Зуму" отчитал и все — ему так проще. Но так хуже", — рассказал Волков.

По этой же причине вузы стоят за ЕГЭ, так как проводить вступительные экзамены — это лишняя работа и трата своего времени. При низких зарплатах никто не хочет взваливать на себя лишнюю нагрузку.

Преподаватель в УрГЭУ(2022)|Фото: Накануне.RU

"Прошло уже 20 лет с начала этого эксперимента, и за это время выросли новые поколения преподавателей, а многие старые обленились. Сейчас многие преподаватели, особенно молодые, за ЕГЭ, потому что для преподавателей это все лишняя нагрузка, за которую толком не платят. А ЕГЭ просто не надо проводить, не надо заморачиваться, тебя никто не отвлекает от твоих подработок на стороне. В этом дело прежде всего", — уверен Волков.

О том, что труд преподавателя вуза во многом стал прекарным, заявила профессор кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования Московского института стали и сплавов Виктория Пугач. Термин "прекариат" означает класс социально неустроенных людей, не имеющих полной гарантированной занятости. То есть преподавание в вузах для многих стало подработкой, временной халтурой, связанной с частичным трудоустройством.

По опросу ВШЭ 2023 года, четверти преподавателей приходится работать в нескольких вузах. Растет и средняя нагрузка на одного преподавателя: в 2019 году — 4,6 дисциплины, в 2021 году — уже 5,8. Это объясняет заинтересованность в дистанте.

В конце 2024 года завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок Казанского национального исследовательского технического университета Алексей Лопатин заявил, что за последние семь лет численность профессорско-преподавательского состава снизилась на 12%, а доля преподавателей-совместителей выросла с 23% до 32%. Докторов и кандидатов наук вынуждают подрабатывать на стороне, что является позором, уверен он.

Похоже, что востребованность и сохранение дистанта среди преподавателей вузов является свидетельством не прогрессивного цифрового будущего образования, а его банальной деградации.



Евгений Чернышёв