Аналитика


"Домашку" сократили для детей, а для родителей — нет?
Образование | В России

В последние годы в образовательной системе России все чаще поднимается вопрос о высокой нагрузке на учеников. И вот Минпросвещения РФ установило нормы времени, которое с 1 сентября 2025 года школьники 1-4 классов должны тратить на выполнение домашних заданий. Однако возникает вопрос: а сколько времени на эти задания тратят родители и почему эта проблема остается без внимания? Подробнее об этом — в материале Накануне.RU.

Домашние задания становятся все более сложными и объемными даже в младшей школе и требуют не только знаний, но и навыков, которые не всегда доступны самим ученикам, потому родителям так или иначе приходится присоединяться к процессу. Родители поднимают эту тему в последние пять лет, в родительских чатах постоянно обсуждают странные задания и решения, в результате взрослые оказываются вовлеченными в учебный процесс детей гораздо больше, чем хотелось бы.

И вот, согласно новым правилам, ограничения по времени на выполнение домашних заданий составят для первоклассников не более часа, второклассники и третьеклассники должны будут тратить на ДЗ полтора часа, а четвероклассники — два часа.

Председатель профсоюза "Учитель" и учитель истории и обществознания Дмитрий Казаков в беседе с Накануне.RU отмечает, что многие педагоги работают на несколько ставок, что затрудняет подготовку к урокам, в результате учителя часто прибегают к стандартным методам и дают много домашних заданий, чтобы подготовить учеников к проверочным работам.

4з класс в школе №1 в Екатеринбурге(2022)|Фото: Накануне.RU

"Сейчас действительно нагрузка на детей — и не только на детей, вообще на всех участников образовательных отношений, как сейчас модно говорить, — очень высокая. И проблема с большим домашним заданием действительно присутствует. Я объясню почему: дело в том, что когда учитель сильно загружен, когда он работает на две ставки, а то и на три, хорошо подготовиться к уроку проблематично. Фактически учителю это сделать невозможно. Ну, представьте, учитель ведет по 7-8 уроков в день. Какие у него будут возможности, ресурсы, чтобы подготовиться к уроку? Естественно, он работает по каким-то таким стандартным наработкам, иногда просто занимаясь, по сути, экспромтом. И естественно, он начинает распределять часть материала в пользу домашних заданий. Так как все равно же там ВПР будет, будут и другие проверочные работы, контрольные. Поэтому даются такие большие домашние задания. На учителя давят, что будут ВПР, а ваши дети не готовы. Учитель начинает давать дополнительные задания. Либо не успели по программе что-то — тоже на дом", — объясняет он.

Вот отсюда и появляются "перегибы" в образовании: нескончаемые репетиторы, большое количество домашних заданий. Учитель слишком занят отчетностью, плюс ко всему всякая дополнительная нагрузка в виде разных мероприятий, акций, конкурсов — тоже ложится на учителя, который организовывает это, говорит Казаков. И не забываем про повышенные ставки. Так не создаются условия для нормальной работы учителей.

Школьный урок(2024)|Фото: Накануне.RU

Казаков считает, что такие меры, как распоряжение Министерства образования, не решают коренные проблемы. По его мнению, чиновники пытаются продемонстрировать заботу о родителях, но фактически лишь перекладывают ответственность с себя на учителей: "Чиновникам не хочется искать причину этих проблем. Мне кажется, вот такие инициативы — это лишь способ чиновников понравиться родительскому сообществу, показать, что они проявляют заботу. Популизм в какой-то степени. Когда родители будут обращаться, писать жалобы, что у детей большие домашние задания, чиновники будут говорить — а мы приняли вот такой закон, вот такое правило ввели. И мы-то хорошие, а учителя плохие".

Эксперт также указывает на дальнейшее ухудшение условий труда для педагогов. Дефицит кадров приводит к увеличению нагрузки на оставшихся учителей, что в свою очередь сказывается на качестве образования. Он подчеркивает, что необходимо не только вводить новые правила, но и создавать пригодные условия для работы педагогов.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин также считает, что с каждым годом происходит увеличение нагрузки на учеников. Он отмечает, что в современных школах количество уроков возросло до шести в день плюс два часа домашнего задания, и что в итоге?

"У ребенка уже полноценный рабочий день, как у взрослого человека", — говорит Олег Смолин в беседе с Накануне.RU.

Депутат акцентирует внимание на том, что уровень сложности заданий должен соответствовать возрасту и развитию ребенка. Парадоксально, но чем больше у нас нагружают детей, тем хуже результаты обучения. Он ссылается на теорию Льва Выготского о зоне ближайшего развития: если ребенок перегружен заданиями, он не может развиваться должным образом.

"А смысл, если говорить простым языком, в следующем — если вы не недогружаете ребенка по объему или сложности занятиями, он развивается медленно. Но если вы его перегружаете, то развивается еще медленнее, потому что не делает даже того, что бы делал, если бы у него был уровень нагрузки, соответствующий его возрасту и уровню подготовки, — говорит Олег Смолин. — Необходимо учитывать не только формальное количество часов, но и то, чем они заняты. Если они все заняты одной только работой, требующей усилий левого полушария, то есть абстрактного мышления, то это одна ситуация. Если они разнообразны, это другая ситуация".

По мнению парламентария, важно учитывать не только количество часов занятий, но и их разнообразие. Эксперт сравнивает свою школьную жизнь с жизнью современных учеников и приходит к выводу, что у него было больше свободного времени: "Я оцениваю нагрузку в школе как явную перегрузку".

Необходимость пересмотра подходов к образовательному процессу назрела давно. Высокая нагрузка на учеников и учителей требует комплексного решения: от улучшения условий труда педагогов до адаптации учебных программ под реальные возможности детей. Важно помнить о том, что образование должно быть не только эффективным, подстроенным на сдачу ВПР, тестов и ЕГЭ, но и полноценным, комфортным для всех "участников образовательного процесса".



Елена Рычкова