Министр финансов Антон Силуанов на расширенном заседании Госсовета предложил региональным властям отказаться от ежегодной замены бордюров. По его словам, в условиях дефицита бюджета такие расходы выглядят неоправданными. Вместо того, чтобы каждый год менять бордюры, нужно более рационально использовать деньги и силы при благоустройстве территорий. Мы все понимаем, к кому на самом деле в большей степени относятся его слова — мэр Москвы Сергей Собянин главный адепт "бордюномики", когда-то он признался, что перекапывать столичные бордюры — это лучше, чем клад найти. Грядет ли теперь закат "бордюномики", разбиралось Накануне.RU.
15 апреля на Госсовете глава Минфина Антон Силуанов призвал региональные власти прекратить ежегодную замену бордюров и более рационально использовать ресурсы. Силуанов обратил внимание на неэффективность некоторых процессов: например, когда пять человек копают траншею лопатами при благоустройстве территорий, а обычный ремонт дорог обходится как капитальный. Он призвал к более бережному отношению к ресурсам и отказу от лишних трат.
Критику в адрес московских властей за постоянное перекладывание плитки и ремонт бордюров мэр Москвы Сергей Собянин всегда встречал с юмором. Когда-то он назвал эту стратегию "бордюномикой" — своеобразной экономикой, которая приносит городу доходы. По его словам, вложенные в благоустройство 100 млрд рублей окупаются за счет туризма — город получает дополнительно 120 млрд рублей в год. Таким образом, по мнению Собянина, затраты на ремонт улиц и тротуаров не просто оправданы, а приносят реальную пользу.
В декабре 2024 года Собянин заявил, что московская экономика — пятая часть экономики России. По словам мэра, основу столичной экономики, как и во всех крупнейших мегаполисах планеты, составляет сектор услуг. Тогда правительство Москвы утвердило бюджет столицы на 2025–2027 годы. На развитие городской среды будет направлено 262,8 млрд руб. в 2025 году и 834,4 млрд руб. за три года.
Так называемый "бордюринг" идет по статье развития инфраструктуры и, судя по информации из разных источников, уже превышает озвученные 120 млрд руб., хотя и это в два раза больше, чем годовой бюджет целого города из регионов. Не говоря о том, что сами жители Москвы бесконечно устали от того, что асфальт и бордюры меняют без видимой причины.
"Хороший, целый асфальт срезают и кладут точно такой же новый", — жалуются они в соцсетях. И так происходит из года в год. Хороший бизнес в столице, обогативший многих и не только за счет туризма. Все же в столицу нашей Родины ездят не для того, чтобы смотреть на бордюры, там есть много других интересных мест.
Про широкий размах Собянина в благоустройстве знают все, и некоторые его инициативы вызывают вопросы до сих пор — в плане вкуса, облика города, удобства и прочего. Никто не против благоустройства, говорят архитекторы, только планы улиц не меняются, они не становятся лучше или удобнее — просто одно покрытие меняют на такое же другое, нанимая дешевую рабочую силу и не слишком заботясь о качестве. Градостроительное ОКР продолжается уже который год и набило оскомину в специализированных пабликах, где устали поражаться нецелесообразным ремонтным работам.
Мы же поговорим чисто о деньгах. Разрыв в финансировании между Москвой и остальными городами России особенно заметен на примере расходов на бордюры. Да, это не секрет, что в Москве выделяют огромные суммы на благоустройство — только в 2024 году заключили контракт на поставку бетонных бордюров на 3,2 млрд рублей, следует из открытых источников. В то же время в регионах часто не хватает денег на реально важные проекты, такие как модернизация инфраструктуры, износ старого жилищного фонда, коммунальных систем и так далее. Все это перекладывается на плечи тех, кто сам нуждается в социальной помощи, налогоплательщиков, собственников жилья, сливающих последние средства в фонд капитального ремонта.
При этом не стоит забывать, что Москва — столица с высоким уровнем налоговых поступлений, поэтому может позволить себе большие траты на городские проекты. То, что, как в меме, "Москва — не Россия" и москвичи "зажрались", тоже тема не новая. Но на фоне последних событий вновь актуализированная. Демографический кризис и переток людей из малых городов в большие, в частности, в Москву, где нереальные зарплаты, всегда новые бордюры и экономика на "своей волне", грозит тотальным обезлюживанием территорий великой и могучей страны. Фантазии Владислава Суркова об одноэтажной России пока не сбылись, "новые сибирские города" Сергея Шойгу остались иллюзиями, и в новой реальности "Московия" как неофициальное отдельное государство, существующее по своим правилам, вызывает уже не шутки, а слезы.
Возможно, возобновится дискуссия вокруг так называемой "доктрины размосквичивания", предложенной председателем Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрием Крупновым. Он предупреждал еще семь лет назад о негативных последствиях концентрации населения и ресурсов в Москве за счет регионов. По его мнению, рост столицы ведет к опустыниванию остальной части страны и потере уникального пространства России — важного геополитического ресурса. Крупнов считает, что проблема не в Москве как таковой, а в неправильных управленческих решениях федерального уровня. Если продолжать так же, Россия рискует потерять свое главное преимущество — огромные территории с богатой историей и потенциалом.
Тогда, семь лет назад, Собянин лишь посмеялся над Крупновым, сравнив обсуждение его идей с беседой о жизни на Марсе. Как бы это не было грустно, но многие регионы рискуют быть такими же "населенными", как марсианские равнины. Слова и позиции Собянина были непререкаемы и высоки — так что про теорию забыли. Теперь же "собянинский пояс регионов" все слабее поддерживает штаны московского мэра, считают некоторые эксперты.
Здесь и неожиданное снятие губернатора Евгения Куйвашева с должности, приглашение Куйвашева посетить силовиков для разговора, жесткие замечания Силуанова по расходам на городское благоустройство с намеками на Москву, усиленное внимание к региональным главам, тесно связанным с мэрией столицы. Также указывают на слишком частые встречи президента с губернатором Московской области Андреем Воробьевым — это воспринимается как сигнал напряженности во взаимоотношениях федеральных элит с московскими властями, считает политолог Дмитрий Фетисов, о чем пишет в своем телеграм-канале.
Похоже, что факты говорят сами за себя, и говорят они о том, что часть федерального руководства настроена критически по отношению к нынешнему курсу Москвы и ее руководству. Тем не менее, у Сергея Собянина достаточно опыта и ресурсов для того, чтобы выдержать давление и сохранить позиции. Пока.
В итоге мы видим сложную картину: с одной стороны — призывы экономить бюджетные средства и отказаться от лишних трат на благоустройство; с другой — попытки объяснить эти траты как инвестиции в развитие города и привлечение туристов. Параллельно развивается дискуссия о роли Москвы в жизни всей страны и необходимости сбалансированного развития регионов.
В беседе с Накануне.RU политолог Максим Жаров сказал, что в стране наблюдается нехватка денег для разных нужд, потому и обсуждаются проблемы с благоустройством городов. Но не зря в крупных городах федерального значения, таких как Екатеринбург, происходят изменения в руководстве, они могут произойти и в Москве. Отставка Куйвашева — лишь начало. Позиции Собянина начали ослабевать, хотя пока и не критично.
Что касается Госсовета и заявления Силуанова, то здесь более широкий список адресатов, считает Жаров, и связан этот "накат" с уже весьма ощутимой нехваткой денег. Про бордюринг и инфраструктуру — это и к Марату Хуснуллину вопрос, и к Собянину, и не к ним только. Вообще, нацпроект по благоустройству и те траты на благоустройство, которые были сделаны, совершенно не адекватны тому, что получалось в результате, считает эксперт. В целом ситуация вокруг Собянина интересная, есть много желающих занять пост мэра Москвы, а выборы градоначальника намечены на 2028 год, и это важный пост во внутриэлитных раскладах.
"Давно уже есть желающие, но на фоне стремления некоторых элит в России договориться с Трампом во что бы то ни стало, есть желающие вновь активизировать схему транзита власти. Потому была запущена ротация в крупных федеральных городах, таких как Екатеринбург, и визиты экс-губернатора в гости к следственным органам, которые не подтверждаются официально, это все тоже следствие попыток, как мне кажется, либо уже начать, либо подтолкнуть начало процесса смены власти в Москве.
Я бы не сказал, что сейчас позиции Собянина непререкаемые, но у него по-прежнему есть достаточно ресурсов, достаточно поддержки и на федеральном уровне, и выше. Но уже идет речь об ослаблении позиций Собянина, пока не о критическом положении. Сергей Собянин не может быть вечно в силе, в фаворе. Да и никто не может — ни в России, ни в других странах нельзя вечно быть неприкасаемым, непривлекаемым. Не бывает такого. Всему, как говорится, есть начало и есть конец. Монопольное положение Собянина в различных рейтингах глав регионов подходит к концу", — считает Максим Жаров.