Аналитика


Госдолг Свердловской области 92,6 млрд — только верхушка айсберга
Экономика | Свердловская область

Реальный госдолг Свердловской области достиг почти 150 млрд рублей. Об этом 16 апреля заявил врио главы региона Денис Паслер. По его словам, в статистике основного госдолга в 92 млрд руб. не учитываются концессии, которые также попадают в расходы бюджета. Их сумма составляет около 50 млрд руб.

"Я очень осторожно отношусь к госдолгу, может быть, даже чересчур, поскольку это обязательства отсроченные. Надо четко понимать, что возврат госдолга требует постоянного внимания и трепетного отношения. Когда приходят сроки возврата средств, мы чем-то начинаем жертвовать", — сказал Паслер.

Если бы не огромный госдолг, регион мог бы построить метро в Екатеринбурге за счет средств собственного бюджета, констатировал новый губернатор.

Тем временем даже официально заявленные 92,6 млрд — сумма колоссальная. Свердловская область давно занимает уверенную шестую позицию в стране по величине госдолга и первую в Уральском федеральном округе. Большая часть в структуре госдолга приходится на бюджетные кредиты, полученные от федерации — на них приходится почти 70 млрд рублей. Вторая составляющая долговых обязательств региона — ценные бумаги, в которые вложено 22,6 млрд рублей. Кредитов в коммерческих банках у области нет, следует из данных регионального минфина.

Объем госдолга Свердловской области неустанно рос последние лет 15, но особенно интенсивно это происходило после 2012 года, когда Свердловскую область возглавил Евгений Куйвашев. На тот момент кредитные обязательства региона составляли 22 млрд рублей. С тех пор госдолг вырос в 8 раз. Уже в 2013 году госдолг преодолел отметку в 33 млрд руб., в 2014 — 49 млрд, а в 2015 — 66 млрд.

Отчасти такой рост был связан с тем, что регион входит в пятерку лидеров по расходам на выполнение национальных проектов и майских указов президента. При этом доходы области увеличивались не такими быстрыми темпами, поэтому региону пришлось занимать деньги. Сразу же после введения майских указов федеральные эксперты заявляли, что госдолг субъектов вырастет в полтора раза за год. Возможность их выполнения под сомнение ставил, например, экс-глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин.

К закредитованности регион подталкивали и амбициозные имиджевые проекты, такие как Универсиада-2023 и международная выставка "ЭКСПО-2020". Еще в 2010 году в Екатеринбурге началось строительство МВЦ "Екатеринбург-Экспо", итоговая стоимость составила порядка 7,5 млрд рублей, а в 2017 году началось строительство конгресс-центра в составе МВЦ, его общая стоимость приблизилась к 10 млрд руб.

Иннопром, Универсиада-2023(2019)|Фото: Накануне.RU

В 2019 году стало известно, что Свердловская область оплатит половину расходов на подготовку к Универсиаде. На строительство и капитальный ремонт спортивных объектов, подготовку транспортной инфраструктуры, было заложено 85 млрд рублей. Более 40 млрд руб. планировалось потратить из областного бюджета. Губернатор признавал, что траты на подготовку к мероприятию приведут к росту госдолга, но подчеркивал готовность руководства области на это пойти. Впрочем, Универсиада в итоге так и не состоялась, как и выставка "ЭКСПО-2020".

Наконец, в более чем 30 млрд рублей обошлась подготовка города к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Еще одной причиной роста госдолга стали недополученные доходы бюджета вследствие пандемии COVID-19. В начале лета 2020 года заксобрание приняло решение о возможности увеличения государственного долга Свердловской области выше предельно установленного в бюджете на 2020 г. значения в 100 млрд руб. из-за ситуации с пандемией.

По данным Счетной палаты РФ, за период с 2017 года по 2022-й долговые обязательства Свердловской области увеличились на 37,8%.

В конечном счете, 2021 год Свердловская область встретила с рекордным за всю историю региона госдолгом в 114 млрд руб., правда уже через месяц был установлен новый рекорд в 120 млрд — регион скатился в черную дыру долгов. Согласно подписанному Куйвашевым в том же году постановлению правительства региона, показатель госдолга должен увеличиться с 100,4 млрд в 2020 г. до 216 млрд в 2026 г.

Поэтому было неудивительным внезапное увольнение министра финансов Свердловской области Галины Кулаченко. Внятные причины ее ухода официально так и не были обозначены. По неофициальной версии, глава ведомства поспешила снять с себя ответственность за нарастающий, как снежный ком, объем госдолга, вызванный непомерными амбициями регионального руководства. В тот период даже появлялась информация о том, что критическая ситуация с госдолгом может обернуться введением внешнего управления со стороны Минфина РФ.

Однако экс-губернатор не разделял такой мрачный настрой и нашел плюсы в рекордном госдолге региона. По мнению Куйвашева, это хороший признак, указывающий на доверие банков к региону.

"Если мы берем в долг, а нам дают в долг – в нас верят! Ничего такого нет в том, что у нашей области есть государственный долг. Наоборот, это показатель того, что нам доверяют банки, кредитные учреждения, в том числе федеральные. С удовольствием дают нам в долг, чтобы развивалась наша экономика", – высказался Куйвашев во время своей прямой линии в 2023 году.

По его словам, Свердловская область, подобно живому организму, "тоже нуждается в постоянном привлечении средств". Особенно когда речь идет о крупных инфраструктурных проектах.

"Без штанов мы не останемся, не переживайте. В долг брали, отдаем и будем брать!" – заверял бывший глава региона.

Евгений Куйвашев(2021)|Фото: Накануне.RU

Как выяснилось из недавнего выступления Дениса Паслера, помимо громких имиджевых проектов, яма госдолга стала еще глубже из-за концессионных соглашений, которые обошлись области в 50 млрд руб. Суть таких кабальных соглашений вызывает не меньше вопросов, чем целесообразность баснословных расходов на несостоявшиеся Универсиаду и "ЭКСПО".

Впрочем, непонятно, почему концессия вызывает долг, отмечает в разговоре с Накануне.RU экономист, депутат Госдумы Оксана Дмитриева.

"Наверное, это значит, что концессионное соглашение составлено так, что есть обязательства платить концессионеру. Это вызывает вопросы. С точки зрения бюджета, концессии — это те доходы, которые напрямую не покрываются расходами. То есть вы не всегда должны выплачивать свои обязательства по концессии. Их можно оплачивать из своих доходов, но напрямую они долг не формируют. Допустим, вы должны что-то финансировать. По концессионному соглашению какую-то часть этих расходов берет на себя концессионер, а какую-то концедент в лице государства. Та часть работы или инвестиций, за которую отвечает регион — это его обязательство. Но это еще не означает госдолг как таковой, поскольку вы можете ваши обязательства покрыть вашими доходами", — объясняет экономист.

Другой вопрос, как можно было заключать такие концессионные соглашения, которые порождают такие обязательства? Неясно также, за какой промежуток времени накопилась эта разница в 50 млрд — за один год или за 10 лет?

Вообще, концессии — это очень опасный инструмент для развития экономики, обращает внимание Оксана Дмитриева. Как правило, они всегда невыгодны для государства или субъекта федерации — регион фактически несет большую долю расходов и еще обязан обеспечивать прибыль концессионеру. Казалось бы, "дополнительный" госдолг 50 млрд рублей мог бы дать повод для расследования со стороны федерального Минфина или силовых ведомств.

Но, как указывает Дмитриева, если такая разница между официальной статистикой и реальным размером долга образовалась в соответствии с концессионным соглашением, то закону это не противоречит. Здесь возникает вопрос к субъекту федерации и его властям, почему они не поднимали и не рассматривали вопрос о том, какие соглашения заключают.



Андрей Казаков