Учителя и эксперты пребывают в крайнем недоумении по поводу единого расписания во всех школах страны, которое на выходных анонсировал министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Для чего это делается? Выводы, к сожалению, тревожные.
Кравцов заявил, что с 1 сентября во всех школах России вводится единое расписание уроков. А Минпросвещения завершает разработку стандартов, которые призваны унифицировать учебный процесс и снизить нагрузку на учеников. Нововведение предполагает унификацию штатных расписаний: школы будут обязаны соблюдать утвержденную структуру учебного дня. Это будто бы обеспечит прозрачность в определении педагогической нагрузки, количества уроков и состава классов.
В начале года председатель Госдумы Вячеслав Володин говорил, что вопрос учебной нагрузки на школьников будет в числе главных приоритетов в работе нижней палаты парламента, так как дети переутомлены. Возможно, Минпросвещения "сыграло на опережение". Основной тезис образовательных властей таков: единое расписание не позволит школам увеличивать произвольно учебную нагрузку в течение дня.
Это поддержал заслуженный учитель России Евгений Ямбург. Он говорит, что речь идет не о едином расписании во всех школах России в буквальном смысле, а именно о дозировании нагрузки и недопущении перегрузок. Потому что есть санитарные нормы.
Так это или нет, неизвестно. Кравцов никаких подробностей не сообщил, поэтому учительское сообщество пребывает в догадках. Однако новость уже вызвала резкую критику. Глава Президентского физико-математического лицея N 239 г. Санкт-Петербурга Максим Пратусевич уверен, что единое расписание в том смысле, как его понимают учителя, просто невозможно. В России 11 часовых округов, разная наполняемость классов, в школах нет учителей по многим предметам и т.д. Он не понимает, что имел в виду Кравцов, но не видит в этом никаких плюсов.
Директор питерского лицея № 369 Константин Тхостов отмечает, что дело не только в самом расписании уроков, но даже в простой унификации, потому что сейчас в стране хаос. Школы учатся разное число дней, имеют разное количество каникул, а с праздниками творится полная анархия. Также есть школы с углубленным изучением разных предметов. Как их можно унифицировать? В этом случае анархия будет просто "синхронизирована по всей стране".
Лидер движения "Родная школа", член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук Алексей Савватеев не знает, что сказать, "кроме как обругать матом министра".
"Я не знаю, что сказать по поводу этого человека. Который полностью не понимает, что происходит. Зачем он там находится? Ну, пусть у нас тогда не будет Министерства просвещения. Пусть его вообще не будет! Ничего страшного. Я думаю, что все вздохнут с облегчением. Закрыть его и Рособрнадзор заодно. Есть такой нарост, мешающий работать директорам, школам, учителям — всем. Этот нарост называется Министерство просвещения, второй нарост — Рособрнадзор. Они живут и кошмарят всех", — считает Алексей Савватеев.
Он не исключает, что цель деятельности Министерства просвещения Кравцова — уничтожить всякое просвещение.
Питерский учитель информатики Михаил Богданов считает, что аргумент о дозировании и нормировании учебой нагрузки на детей не работает.
"А без "единства расписания" это все не нормировано сейчас? Нормы по нагрузке и даже по составлению расписания есть в СанПиНах! Есть куча других документов, все это определяющих и методически описывающих!" — пишет он.
Руководитель общественного движения "За возрождение образования" профессор математики Александр Иванов выдвигает версию, что единое расписание позволит уже с 1 сентября запустить в школах всероссийские "цифровые уроки". И если в школе нет учителя-предметника, то выбора фактически не будет — уроки будут заменены экраном. А цифровым платформам еще и будут платить. Дети же поддержат мультики вместо уроков, которые им (уроки) чаще всего неинтересны, полагает эксперт.
Стоит сказать, что такие опасения не лишены оснований, и об этом проговорился сам Кравцов. Он сказал, что единое расписание позволит обозначить нагрузку на учителей и выявить количество проведенных ими уроков, а также число школьников, для которых были реализованы занятия. Недавно член Общественного совета при Уполномоченном при президенте по правам ребенка, доктор экономических наук Анатолий Вифлеемский обратил внимание на то, что в Москве введен новый механизм оплаты труда учителей, а базовой единицей стал ученико-час. По его мнению, это прямо связано с цифровизацией школы и экономией на зарплатах учителей. Зачем платить им, если цифровым платформам можно платить дешевле за "цифровые уроки"? Пока этого еще нет, но логика прослеживается очень четкая.
Похоже, что за учителями установят строгий надзор — сколько уроков они фактически провели и сколько человек было в классе (или, что более вероятно, есть по списку). И вот именно за это и будут платить. Не зря же Кравцов упомянул про учет количества уроков. А те предметы, которые заменяли "непрофильные" учителя, то есть по которым учителей в школах просто нет, будут заменены "цифровыми уроками". Этот вариант выглядит очень правдоподобно, тем более что, по заявлениям властей, сейчас как раз заканчивается разработка новой системы оплаты труда учителей.
"Предложение Кравцова о едином расписании — это финальный шаг на пути ликвидации учителя как профессии и сословия. Того самого учителя, которого (по словам всех представителей высшей власти) "никто не заменит". Формально он останется, но его функции сведутся к нажиманию кнопочки и контролю за поведением класса. Пройдет немного времени, и все согласятся, что нынешней нищенской учительской зарплаты вполне достаточно для такой работы", — делает вывод Александр Иванов.
На днях Минпросвещения опубликовало изображения виртуальных кукол-учителей, которые, видимо, могут вести "цифровые уроки".
"Мы пофантазировали и создали с помощью искусственного интеллекта "кукольные" копии учителей. Каждая из них уникальна и отражает разнообразие стилей и характеров педагогов", — говорится в сообщении ведомства.
Так что, вполне вероятно, что вскоре детям уроки будут показывать на экране, а вести их будут виртуальные куклы. И если сегодня это покажется невозможным, то можно вспомнить, что еще не так давно невозможным казалось, что зарплата учителя будет меньше дворника. А теперь это реальность. Конечно, можно надеяться, что эти опасения напрасны, но действия властей в отношении образования в течение последних 20 лет не позволяют всерьез рассчитывать на такую возможность.