Российская отрасль авиаперевозок находятся в сложной ситуации: нехватка флота, рост цен и проблемы с безопасностью требуют комплексных решений. Необходимо искать новые пути для увеличения пассажиропотока и улучшения качества услуг, уверены эксперты. Подробнее о "нелетной" погоде в России — в материале Накануне.RU.
Цены на авиабилеты остаются самой актуальной темой для отрасли многие годы. Как всегда, ожидается рост цен летом из-за общих экономических тенденций. Однако раннее бронирование и специальные тарифы могут помочь пассажирам сэкономить. Важно следить за динамикой цен и планировать поездки заранее, напоминают эксперты.
Сейчас фиксируется снижение внутренних перевозок, по сравнению с прошлым годом, — минус 2%, и органичный рост и восстановление международных перевозок — здесь рост от 7 до 30%. Популярными направлениями внутри страны остаются такие города как Калининград, Минеральные воды, Сочи. Что касается цен, то еще неделю назад россияне массово жаловались на очень высокие цены на этих направлениях — в обе стороны 60-70 тысяч рублей в эконом-классе. Опять появляется большой спрос по Турции, Египту, Таиланду, Объединенным Арабским Эмиратам. Существенное увеличение авиаперевозок в этом году — по направлению в Китай и во Вьетнам.
Авиаперевозки в России сегодня сталкиваются с рядом серьезных проблем, главными из которых являются нехватка авиапассажиров и недостаток самолетов. Для достижения цели по увеличению пассажиропотока на 50%, установленной указом президента, авиакомпании не дотягивают из-за нехватки флота, рассказывают эксперты отрасли. Это приводит к росту цен на билеты, что, в свою очередь, снижает доступность авиаперевозок для населения. В некоторых регионах, таких как Калининград, наблюдается увеличение субсидий на авиаперевозки, но это не всегда приводит к увеличению числа рейсов.
"Это все происходит на фоне того, что у нас нет возможности пополнять парк, — говорит основатель сервиса безопасности полетов Run Avia Андрей Патраков. — Есть так называемая естественная убыль самолетов по ресурсу, условно по экономической целесообразности иногда, потому что самолеты старые, они так же безопасны, если их обслуживают в соответствии с регламентом, но их стоимость обслуживания заметно дороже, чем новые самолеты. И иногда их выводят из эксплуатации не потому, что на них уже нельзя летать, а просто это экономически нецелесообразно".
Если сравнивать с 2024 годом, то тогда спрос был максимальный, "разогретая экономика" способствует тому, что население стало больше тратить на поездки, турпотоки отлично развивались. Но в этом году возможно торможение экономики, что скажется на спросе, но при этом он все равно останется выше предложения, поэтому дефицит, к сожалению, неизбежен, считает Патраков.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин отмечает, что внутренние перевозки в России сократились на 2%, тогда как международные рейсы показывают рост от 7% до 30%. Цены на билеты продолжают расти из-за инфляции и динамического ценообразования — метода, при котором стоимость билетов меняется в зависимости от спроса. Туристический сегмент предлагает специальные тарифы, которые могут помочь снизить стоимость перелетов, но важно учитывать растущий интерес к международным направлениям, таким как Турция и Египет.
Эксперты подчеркивают необходимость субсидирования авиаперевозок в регионах, особенно в малонаселенных пунктах. Без государственной поддержки такие рейсы могут стать убыточными и закрыться, что ухудшит транспортную доступность для жителей. Субсидирование должно стать приоритетом для развития внутреннего авиасообщения.