Аналитика


После педвуза... только не в школу?
Образование

Из общего числа выпускников педвузов 2024 года на начало 2025 года были трудоустроены 47%. Об этом заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на Всероссийском совещании региональных министров образования в Севастополе. Где они трудоустроены, он не сказал, но добавил, что эта доля выше показателей 2021-2023 гг.

По его словам, всего на педагогические направления по всей России выделено более 75 тысяч контрольных цифр приема, половина из которых приходится на педвузы, подведомственные его министерству. Что само по себе интересно: половина будущих педагогов с дипломами не обучаются в педвузах.

Также Кравцов отметил, что в 2025/26 учебном году педвузам выделена квота свыше 8 тысяч мест на обучение по целевым договорам, причем по плану более 6 тысяч мест должны быть заняты. По сравнению с огромным дефицитом учителей в России это капля в море. Только открытых вакансий по всем регионам десятки тысяч, хотя общие цифры не сообщаются. А в целом по стране учителей примерно на 600 тысяч меньше, чем ставок.

Министр сказал, что трудоустройство выпускников является одной из приоритетных задач. Для ее решения проводится точечная работа центров трудоустройства вузов с выпускниками, адресное информирование о вакансиях с использованием портала "Работа в России", развитие механизма работы после 2-го и 3-го курсов. На сегодняшний день почти 38 тысяч студентов педвузов совмещают работу и учебу. Но, как и в случае с долей трудоустроенных выпускников, Кравцов не упомянул вопрос того, где работают студенты педвузов. А жаль. Есть над чем задуматься. Более половины выпускников в школу просто не приходят. Пока кто-то из оставшихся дойдет до школы (если дойдет), оттуда уже уйдет какая-то часть из пришедших.

Недавно глава Рособрнадзора Анзор Музаев заявил, что 86% выпускников 2020-2022 гг. педагогических направлений работают по специальности. Это полностью противоречит данным Кравцова, причем расхождение неприлично большое. Даже если Музаев имел в виду выпускников не только педвузов, а вообще всех с дипломами педагогов, то это невозможно. Если доля трудоустройства одной половины выпускников менее 46,7% (как сказал Кравцов, говоря о выпусках прошлых лет), а доля другой половины 100% (что невозможно, но теоретически можно допустить), то общий уровень трудоустройства будет не более 70%. При этом Музаев сказал, что 86% работают "по специальности". Кравцов же сказал об общем трудоустройстве, то есть по специальности будет заметно меньше.

Все это еще больше увеличивает расхождение. А так как нет никаких оснований к тому, чтобы выпускники-педагоги не из педвузов трудоустраивались чаще, чем их коллеги из педвузов, то цифры Музаева оказываются заведомо ложными. Они противоречат заявлениям региональных министерств, где жалуются, что лишь очень небольшая доля молодых педагогов идут работать в школу, а еще меньше там остаются. Об этом говорит и возрастная структура школьных учителей: молодых среди них немного — всего 15%, или 160 тысяч до 30 лет. В среднем на каждый годичный возраст приходится менее 20 тысяч.

Оценить реальный уровень трудоустройства выпускников педвузов по специальности не представляется возможным: власти держат эти цифры в секрете. Однако примерное представление об этом могут дать контрольные цифры приема на целевое обучение. По плану властей, в этом году их будет более 6 тысяч. В прошлом году было чуть больше 4 тысяч. Вот то количество будущих педагогов, которые точно будут работать по специальности. К ним можно прибавить еще какую-то долю из 38 тысяч выпускников педвузов.

Какую именно? Например, из Ульяновского государственного педагогического университета среди выпускников 2022 года очной формы обучения в школу пришли менее 20%. Если даже эту долю завысить в два раза, то получится около 15 тысяч в год. Всего около 20 тысяч. Сюда можно добавить и тех, кто приходит в школу не из педвуза, но, скорее всего, это число заметно меньше. То есть годовое пополнение российских школ молодыми учителями хорошо если дотягивает до 25-30 тысяч человек. И они не могут компенсировать даже тех, кто из школ уходит. Поэтому общее число школьных учителей в стране не растет и даже снижается на несколько тысяч в год.

Председатель профсоюза "Учитель" Дмитрий Казаков говорит, что власти просто не заинтересованы в том, чтобы решать проблему нехватки учителей.

"Им выгодно, чтобы учитель брал больше часов, это связано в первую очередь с тем, что есть майские указы президента, что зарплата учителя должна быть средней по региону. А так как реально зарплаты учителей не повышаются или повышаются незначительно, их "повышают" таким вот образом — нагружают учителя большим количеством часов. Несколько лет назад нагрузка в полторы ставки считалась высокой, а сейчас при устройстве на работу в Москве или в Московской области тебе автоматически предлагают нагрузку в две ставки плюс классное руководство. Это связано в первую очередь с тем, что просто нет учителей", — рассказывает он.

"В сельской школе в Нижегородской области, где я работал, не могут найти учителя английского языка, и учитель вынужден работать по 56 часов, это девять-десять уроков каждый день. Говорить о каком-то качестве образования при такой нагрузке никак нельзя. Молодежь вообще не идет работать в школу, а если приходят, то быстро очень уходят, потому что зарплата низкая и высокая нагрузка. Зачем им работать в школе за копейки и с такой перегрузкой?" — подчеркивает Казаков.



Евгений Чернышёв