Подведены первые итоги тестирования по русскому языку для детей мигрантов, которые хотят учиться в школах России. Оказалось, что 81% таких детей и подростков отсеялись ещё до самого тестирования.
Основные причины отказов — предоставление неполного пакета документов, отсутствие свободных мест в образовательных организациях, а также установление недостоверных сведений в поданных документах, заявили в Рособрнадзоре. В итоге, к тестам на этом этапе допущены 335 человек, из которых 44 уже поучаствовали в тестировании, из них 27 (61%) справились с заданиями, а остальные не смогли продемонстрировать необходимый уровень владения русским языком.
Таким образом, принятый ранее закон о тестировании детей мигрантов эффективен и показывает, насколько противоестественная среда для образования ранее была создана в школах, уверен соавтор законопроекта, депутат Госдумы Михаил Матвеев. Своим мнением он поделился с Накануне.RU.
— Как бы вы оценили результаты тестирования на знание русского языка детьми мигрантов, которые хотят пойти в школы? Принятый закон работает, достаточен?
— Во-первых, эти результаты показывают актуальность того закона, который приняла Госдума, и то, что те доводы, которые были со стороны оппонентов нашего законопроекта, потерпели фиаско, потому что результаты тестирования показали действительно два явления.
Первое говорит о том, что огромное количество детей мигрантов находится в России с нарушениями миграционного статуса, то есть через своих родителей, условно. И второе — их уровень знания языка чудовищно низкий, и беспрепятственное зачисление их в общеобразовательные учреждения российские создавало там абсолютно противоестественную для образования среду, то есть, мешало получать образование другим детям.
Я, честно говоря, не ожидал, что все так плохо, это говорит о том, что закон был правильный и сейчас возникает у многих, кто ознакомился с этой новостью, вопрос — что же дальше будет с теми детьми мигрантов, которые не сумели пройти экзамен, либо выяснилось, что у них есть проблемы с документами? Вот этот вопрос, на мой взгляд, очень интересный.
— Можно ли делать вывод, что и те дети, кто уже учатся, они в том же проценте не знают русского языка?
— Да, понятно, что в процессе обучения, как-то мучаясь, мучая учителей, они повышают уровень знания своего языка. Но действительно, такая проблема существует. К сожалению, закон обратной силы не имеет, но во время его обсуждения в рабочей группе под председательством вице-спикера Государственной думы Ирины Яровой обсуждался этот вопрос о том, что же делать с теми детьми мигрантов, которые уже находятся в наших классах, но не владеют русским языком.
На мой взгляд, здесь более жёстко должна действовать система экзаменов, которые там периодически проходят. То есть, если ребёнок не сдаёт экзамен, то его, соответственно, должны отчислять.
И ещё хочу сказать, что некоторое время назад мой коллега, депутат Обухов Сергей Павлович направлял в МВД запрос по поводу количества несовершеннолетних детей мигрантов, которые находятся в России. Так вот, выяснилось, что их здесь около 800 тыс., из которых школы или детские сады посещают только около 200 тыс. То есть 600 тыс. несовершеннолетних детей мигрантов, находящихся в стране, уже не ходят в школу до принятия этого закона.
Мы предполагаем, что они заняты, видимо, в работе, особенно когда речь идёт о подростках, то есть они работают, помогают своим родителям, многие из которых находятся нелегально в России, но, помимо этого, они пополняют улицы наших городов, слоняются по торговым центрам, занимают собой детские спортивные площадки, многие из них сбиваются в какие-то банды, шайки, о чем говорит статистика Следственного комитета и о чем говорил Александр Иванович Бастрыкин, потому что в последние годы резко увеличивается количество преступлений, которые совершаются несовершеннолетними иностранными гражданами.
И поэтому, на мой взгляд, сейчас, с учётом вот этих данных, которые мы обсуждаем, МВД необходимо провести достаточно жёсткую работу в отношении родителей этих несовершеннолетних, которые не посещают учебные заведения, у которых проблемы с документами, которые не могут сдать экзамен на знание русского языка, по удалению их из страны. То есть они должны вернуться к бабушкам и дедушкам и там дома получать образование, или не получать его, это уже их дело.
Но статистика МВД, которая нам доступна по привлечению иностранных родителей, у которых несовершеннолетние дети не ходят в школу, по статье 35.1 КоАП, это невыполнение своих обязанностей по воспитанию детей, она мизерная, то есть количество протоколов, которое составлено по этой статье, исчисляется, по-моему, за прошлый год девятью тысячами, в то время, как я уже чуть ранее сказал, почти 600 тыс. детей не ходят в школы.
Поэтому, на мой взгляд, это, конечно, огромный объём работы, которую должна провести сейчас МВД, но с учётом того, что введён реестр контролируемого пребывания мигрантов, то есть они все сейчас будут "оцифрованы", такая задача МВД будет по силам. И нужно удалить из страны тех, кто находится нелегально, а также тех детей мигрантов, которые не в состоянии или не желают посещать учебные заведения.
— Чем может грозить нашему обществу то, что эти 600 тыс. детей скоро вырастут, так и не ассимилировавшись в России?
— Вы знаете, недавно в интернете увидел такую картинку. В каком-то автобусе сфотографировали ребёнка, по внешности видно, мигранта, который сидит на коленях, у него книга на арабском языке. И там была такая язвительная надпись, что процесс культурной адаптации мигрантов идёт в полный рост. Это действительно очень большая проблема, но она касается не только несовершеннолетних. На мой взгляд, вообще количество иностранных граждан, мигрантов, находящихся в России, избыточно. То есть, если победить серый рынок и заставить всех работать легально, то мы увидим, что достаточно большое количество людей здесь не должно находиться вообще. Поэтому, на мой взгляд, должна быть депортация.