Аналитика


Михаил Хазин не исключил нового экономического кризиса на Западе к осени 
Экономика | В России

В США идет серьезное противостояние между приверженцами либеральной и консервативной экономической политики, исход которого может отразиться и на расстановках в российской власти, об этом заявил экономист Михаил Хазин на форуме "Финмаркет" в Екатеринбурге.

Эксперт начал свое выступление с коллизии, которая случилась две недели назад и проявилась в остром конфликте между президентом Дональдом Трампом и главой Федрезерва Джеромом Пауэллом. Пауэлл уверяет, что инфляционные ожидания растут, и есть показатели, которые свидетельствуют о том, что ставку надо повышать. Трамп на это возражает, что происходит экономический спад (в реальности он идет с 2021 года, потому что в США занижают инфляцию, полагает Хазин), промышленность падает, безработица растет, рекордные показатели по застойной безработице, поэтому надо ставку снижать. И вот на прошлой неделе ставку в США оставили неизменной на уровне 4,25—4,5%.

— Иными словами, не туда и не сюда. Но так нельзя, должна быть принята стратегия. И тут принципиально важный момент. Принятие стратегии — это решение не экономическое, а политическое, его невозможно предсказать экономическими методами. Что будет в США? Никто сказать не может. Есть либеральный подход Пауэлла, есть консервативный подход Трампа, ни одна из двух сторон пока выиграть не может. Результат — в экономике США очень серьезные проблемы, — заметил Михаил Хазин.

Михаил Хазин(2025)|Фото: Накануне.RU

Аналогично в России тоже есть два подхода: либеральный и консервативный. Либеральный гласит, что мы часть мировой долларовой системы, правила пишет МВФ, и мы должны слушаться МВФ, в противном случае мы не сможем удержать стабильность. Консервативный подход, по словам Хазина, предполагает, что у нас идет "очень сильный экономический спад, непрерывно с 2012 года".

— А все вот эти россказни Росстата и прочих ведомств [про рост] — это все детский сад. Я старый чиновник, и я прекрасно знаю, что если вы подчиняете Росстат Министерству экономического развития, то вам в цифрах это развитие будет показано, только к реальности это не имеет никакого отношения, и в разного рода оценках это отражается — ну, например, у нас очень сильно падают объемы перевозок. В стране реально идет экономический спад, — сказал экономист.

По его мнению, недавно в России была попытка "консервативного поворота" в экономической политике, она была предпринята в конце 2022 года — 2023 году, и начался экономический рост. Тогда Правительство Михаила Мишустина резко увеличило бюджетные инвестиции в экономику.

— В силу того, что у нас недостаток денежной массы и у нас практически нет инвестиционной составляющей в стране, то как только деньги пошли в экономику, начался экономический рост и стала падать инфляция, к февралю 2023 года она была на грани нуля. И тут МВФ взвился! У нас, мол, везде экономический спад — они-то про себя знают, что у них экономический спад, а в России, да еще на фоне СВО, рост? — пояснил спикер.

И, как считает Хазин, либеральная политическая группа в России "получила указания" — разыграть трехходовку.

— Трехходовка примитивная — сначала девальвировали рубль, якобы для поддержания бюджета, потом, поскольку у нас импортное потребление, выросли цены, а дальше подняли ключевую ставку. Как человек, который возглавлял департамент в Минэке, работал в АП, могу сказать с полной ответственностью: инфляция издержек повышением ставки не лечится. От того, что вы ставку подняли или опустили, импортеры не будут повышать или понижать цены, это все зависит от того, за сколько они там купили. Если у вас курс 50, а цена 100 долларов, то меньше, чем за 5 тыс., вы это здесь продать не сможете. А если курс будет не 50, а 100, то соответственно за 10 тыс., — рассказал Михаил Хазин.

Он считает, что объяснить это представителям либеральной группы в России невозможно по той же причине, по которой не могут найти общий язык Пауэлл и Трамп.

— Экономические аргументы не работают в тех случаях, когда надо принимать политическое решение. Я не знаю, какое будет принято политическое решение. Если будет решение о том, чтобы заканчивать с либеральной политикой, ставка будет 4-5% и экономический рост 10-12% при правильной консервативной политике, — сказал Хазин и напомнил, что недавно умер "последний великий финансист" Виктор Геращенко, который, встав у руля ЦБ в конце 90-х, умудрился вывести экономику на показатели роста 12-15% к 2002 году, увеличив денежную массу в 15 раз, при этом инфляция снижалась.

— Он знал, что когда денежной массы недостаточно, от ее увеличения инфляция падает, а не растет. Я тогда следил за цифрами, и могу сказать, что с приходом Игнатьева в ЦБ в конце 2002 года промышленная инфляция подскочила с 14% до 28%. Это следствие либеральной политики, — сказал Михаил Хазин.

Михаил Хазин(2025)|Фото: Накануне.RU

И если такая политика будет продолжаться сейчас, то "мы уже и так вышли на уровень 3-4% спада в год, и я думаю, увеличатся эти темпы до 5-6%, и говорить о том, что будет через 2-3 года, практически невозможно".

В какой же момент политическое решение все-таки может быть принято? На это Михаил Хазин выдвинул свою гипотезу, связанную с новым возможным экономическим кризисом на Западе.

— Если посмотреть на устойчивость мировой долларовой системы, то главная ее сложность состоит в том, что США не могут обеспечивать покрытие дефицита своего бюджета. На прошлой неделе были очередные аукционы, доходность по казначейкам резко выросла, то есть покупателей нет, приходится снижать цену. В связи с тем, что вся финансовая система выстроена на перекредитовании, то когда цены падают, в какой-то момент наступает маржин-колл... Как только банки видят, что заложенные казначейки становятся меньше по стоимости, чем объем кредита, начинается принудительное закрытие позиций, они начинают эти казначейки продавать, цена падает, начинается катастрофа. Нечто подобное было в 2008 году. И такая ситуация чуть не произошла месяц назад, — пояснил Михаил Хазин.

— И я внимательно слежу за деятельностью главного шоумена современности Дональда Фредовича Трампа, и у меня складывается ощущение, что он точно знает, что еще до сентября произойдет тотальный обвал рынков. И по этой причине его вообще не волнуют никакие договоренности и обязательства, которые он берет на себя в рамках существующей системы. Когда Владимир Ильич Ленин настаивал на подписании Брестского мира, то говорили: "это позор, это капитуляция", а он говорил: "Через три месяца все будет с нуля". Ощущение, что у Трампа мысли примерно такие же, — полагает Хазин.

И если это произойдет, то в этом случае либеральная экономическая модель в нашей стране закончится, и тогда решение о ставке, финансах будут принимать совсем другие люди, добавил он.

— Для примера. Представьте себе, что завтра Глазьев договорится в личной беседе с Лукашенко и Путиным о создании Центробанка Союзного государства и начнет кредитовать российские промышленные предприятия в белорусских рублях под 3%. Что будет?.. — задал вопрос Хазин.

Он считает, что если бы позиции либеральной политической группы в РФ были неуязвимы, то академик РАН Сергей Глазьев не получил бы свой новый пост секретаря Союзного государства.

— Все понимают, что должно прийти время политических решений. Точка, после которой это произойдет, — обвал западных рынков. Дальше ситуация будет следующей: вспомним 1998 год, когда всем казалось, что "ужас-ужас", но в 1999-м начался экономический рост. Наше отличие от Запада состоит в том, что на Западе экономический рост не начнется, а у нас он может быть. У нас экономика недоинвестирована, а у них переинвестирована. У них спрос завышен, у нас — занижен.

Пока же у нас не вкладывают деньги в экономику, а вынимают, и, образно выражаясь, лечат человека, который страдает от недоедания, кровопусканием. И пока политического решения не будет принято, ключевую ставку снижать не будет.

— Потому что это станет "проявлением слабости", либеральная команда этого себе позволить не может. Точно так же, как и в США, — провел параллели Михаил Хазин.

Финансовый форум "Финмаркет" в Екатеринбурге(2025)|Фото: Накануне.RU



Андрей Зимний