Аналитика


"В США побеждают техномиллиардеры, ЕС строит империю, а Китай сколачивает альянс с Европой"
Политика | В России

Считающийся близким к Кремлю политолог Сергей Марков на форуме "Финмаркет" в Екатеринбурге рассказал о том, что стоит за изменением экономических и политических моделей в США, Европе и Китае и как под это пытается подстроиться Россия. По его словам, он не ищет в логике мировых элит заговор, потому что заговор сулил бы слишком большую дезорганизацию любой работы. Зачастую политика подчинена вполне конкретным экономическим тенденциям. То есть, буквально политика становится выражением экономики.

США

США и Запад в целом в свое время сделали ставку на глобализацию, но выяснилось, что они в глобализации проигрывают и уже развиваются медленнее, чем те же Китай и Индия. И стало понятно, что если все пойдет так, как сейчас, то доллар, который является резервной валютой, схлопнется.

В этих условиях в элитах США соревнуются две концепции. Первую отстаивала предшествующая президентская администрация: согласно ей, не так важна сама Америка, главное, что США и их корпорации — лидеры глобального мира, и можно переводить производство туда, где это будет выгоднее.

"Согласно этой же концепции, народ тут в США зажирел, надо его менять. Есть концепция — смена народа, она даже обсуждается в интеллектуальных кругах и заключается в том, чтобы открыть ворота миграции. В США профсоюзы сильные, зарплаты рабочей силы высокие, и вот их нужно уменьшить за счет рабочей миграции", — пояснил Сергей Марков.

Концепция реализовывалась 15-20 лет и натолкнулась на то, что народ начал бунтовать и со второго раза избрал Трампа — "в первый раз казалось, что это случайно, но во второй уже было неслучайно", пояснил Марков.

Суть второй концепции простая — закроем страну от мигрантов, введем протекционистские меры, чтобы развивались корпорации внутри страны. На первом сроке это не получилось, и Трамп заключил альянс с цифровыми технократами-миллиардерами, наиболее известен из которых Вэнс, сейчас он вице-президент, а также Тиль и Маск.

Сенатор США Джеймс Ди Вэнс слушает выступление Дональда Трампа перед прессой возле зала уголовного суда Манхэттена в Нью-Йорке, 13 мая 2024 года(2024)|Фото: Mark Peterson / Pool via Reuters

"У них концепция другая — они говорят, что мы не можем проводить политику против большинства населения и уменьшать уровень жизни. Поэтому от миграции будем закрываться, но максимально снизим все преграды для развития экономики — нужно убрать экологические нормы и преграды для цифровой экономики. Маск придумал еще строить "города свободы", которые будут во многом находиться вне существующей системы регулирования, там будут структуры будущего, развитие ИИ, и с Америкой такие города будут соотноситься только по территории присутствия. Это похоже на концепцию наукоградов в СССР", — пояснил Сергей Марков.

Европа

Европа долгое время была лидером развития, и европейские элиты полагали, что так будет всегда. Но в ЕС началась экономическая стагнация.

"В этих условиях у них тоже родилась концепция, ее наиболее ярко выражает президент Франции Макрон. Смысл в том, чтобы резко снизить цену рабочей силы в Европе за счет волны миграции и взять отчасти китайский опыт. Условно, если в Америке капитализм, а в Европе "социализм" — высокие социальные нормы, то убрать этот "социализм" — одна из важнейших задач. И цель — сделать из французской экономики более живую, энергичную, способную конкурировать на внешних рынках, опустить стоимость рабочей силы на 30-40%, чтобы можно было более эффективно производить", — рассказал Сергей Марков.

Он считает, что европейские элиты решили строить большую европейскую империю, поскольку когда больше рынок, то больше и прибыль.

"Для этого приходится подавить оппозицию, потому что бунтует народ. Впереди Европу ждет турбулентное время, когда будет борьба между различными группами. Хотя я не верю, что Европа загнется. С высокой вероятностью, у техномиллиардеров всё получится в США, и в Европе тоже получится [реализовать свою концепцию], и пройдя через 10 лет турбулентности, они сделают европейскую империю, подавив правых популистов и левых популистов — уровень демократии придется немного уменьшить", — прогнозирует политолог.

Эммануэль Макрон(2025)|Фото: Victor Velter / Shutterstock

Китай

Китай исходит из сигналов США, которые дали понять, что "вы заелись", поэтому свой рынок от Китая США будут закрывать. В Китае есть две основные группы: шанхайская/комсомольская, которая полагает, что надо оставить всё, как при великом Дэн Сяопине, главное — хорошие отношения с США, когда рынки были открыты, поэтому не стоит слишком настаивать на своей точке зрения и лучше продолжать "ложиться под американцев".

Вторая линия связана с Си Цзиньпином, который говорит, что с американцами договориться не удастся, поэтому надо развивать собственный рынок, поднимать зарплаты для населения и заключать политический союз с Европой, чтобы у них брать технологии.

"Это одно из главных направлений борьбы — с американцами за Европу. Предлагаемый китайцами альянс таков: мы вам инвестиции, а вы нам технологии", — пояснил политолог.

Си Цзиньпин и команда авианосца "Шаньдун"(2019)|Фото: www.thepaper.cn

Россия

Именно в таком окружении действует Россия. По словам Сергея Маркова, первоочередные вопросы, которые решают наши начальники — что делать с глобальными инфраструктурными системами. Больше других на слуху SWIFT, но на самом деле таких систем десятки. Например, крайне сложная ситуация сложилась с теми же нефтяными танкерами, которые надо страховать. И выяснилось, что вся эта система завязана на Европу, к инфраструктуре страхования мы не подключены, поэтому танкеры и называют теневым флотом, они ездят летучими голландцами по всему миру и не входят в систему страхования.

И тут есть несколько вариантов в логике разных групп российских элит: первый — подождать, когда все уляжется, и есть существенные силы, которые за это выступают, говорит Марков; второй вариант — договариваться с китайцами и делать инфраструктуру совместно с ними, но тут мы сталкиваемся с тем, что у китайцев даже в их языке нет термина "равноправное партнерство", и если нам заходить туда, то делать это придется в неравноправном качестве; и третий вариант — делать инфраструктуру самим, но это "чудовищные деньги, которых пока нет".

Владимир Путин во время совещания на одном из пунктов управления Курской группировкой(2025)|Фото: kremlin.ru / пресс-служба Кремля

Если подводить итог, то Россия пытается догонять другие экономики и встраиваться в чужие экономические модели, импортозамещать то, что нам отключили. В этой парадигме и действуют российские элиты.

"В России 30 лет реализуется классическая модель догоняющей модернизации, какую делали Пётр Великий, Александр II, Александр III, Николай II, и, в целом, делали очень успешно. Но эту модель России заблокировали в 2022 году. Тогда началась другая модель — военной мобилизации и импортозамещения, как она была в советское время. Но остались элементы старой модели [догоняющей модернизации]. И они как-то сосуществуют", — пояснил Сергей Марков корреспонденту Накануне.RU.



Сергей Хурбатов