Аналитика


Достижения есть, но государство по-прежнему защищает прежде всего интересы богатых
Общество | В России

Государство защищает и выражают прежде всего интересы богатых, так считают 41% россиян, и хотя это не большинство и несколько меньше, чем было 10-20 лет назад, но этот ответ по-прежнему является самым популярным среди населения страны. Об этом говорится в статье об "общественном договоре" в России, опубликованной в научном журнале ФНИСЦ РАН "Наука. Культура. Общество", которую изучило Накануне.RU.

Теория "общественного договора" была выдвинута в Новое время как идея о том, что государство и граждане-индивиды сосуществуют, как бы делясь друг с другом своими обязательствами на основе некоторых общих представлений и задач, которые переводят их из "дикого" состояния в "цивилизованность". Теория специфически западная, но в России с приходом к власти Владимира Путина этот договор или общественный консенсус, как считают многие, возник на почве социальных обязательств.

Действительно, по мнению россиян об обеспечении государством основных норм жизни, 74% считают*, что обеспечиваются прежде всего социальные гарантии (еще в начале 2010-х было около 30%). Более того, люди отмечают свободу политического выбора (72%), несмотря на "сравнительно честные" способы устранения или недопущения к выборам неудобных кандидатов. Здесь тоже большой прогресс. Чуть реже (50-60%), но люди признают, что обеспечивается и личная безопасность, и соблюдение прав человека, и свобода слова, и терпимое отношение к другому мнению.

А вот по одному пункту явный провал, и он в некоторой степени обнуляет другие достижения, — это равенство всех граждан перед законом. Его видят лишь 38%. Это больше, чем было раньше, но нельзя не отметить и то, что этот показатель заметно вырос только после начала СВО, а до этого он не превышал 25%. То есть в государстве для людей многое делается, но неравенство в обществе является его ахиллесовой пятой. Так считают россияне.

Почему так происходит? При высоком уровне одобрения многих действий власти, 41% полагают, что государство защищает прежде всего права богатых, еще 23% – интересы государственной бюрократии. В сумме это 64%, что значительно больше, чем вариант "интересы всех людей", который выбрали 38%. Причем снижение недовольства и крен в сторону "всех граждан" произошли тоже лишь после начала СВО. При этом ответ, что государство защищает интересы среднего слоя, в течение 25 лет почти не превышает 10%. Может быть, потому, что этого самого "среднего слоя" в России практически нет (хотя 72% отнесли себя именно к нему!)? И, вероятно, именно поэтому люди так чувствительны к неравенству перед законом.

До сих пор большинство россиян (54%) считают, что властям нет никакого дела до простых людей (а до начала СВО было и вовсе около 70%), и главное для центральной власти в Москве это решить свои проблемы за счет регионов России, полагают 41% россиян, этот ответ самый популярный. А 73% ответили, что люди не могут повлиять на политические процессы в стране. При таком же ответе, что они имеют свободу политического выбора. Как одно соотносится с другим? Видимо, это возможно только в том случае, если политический выбор является витриной.

"В сознании и поведении людей сфера политики вытеснена на периферию интересов, распространена политическая аномия, адаптация к которой в различных социальных группах происходит по-разному: от приспособления до ретритизма... Эксперты констатируют: "политика в России воспринимается людьми, как "место" функционирования властных групп, принципиально отличное от остального общества (и в значительной мере враждебное ему)", — говорится в статье.

В качестве базовых общественных противоречий россияне выделяют противоречия между богатыми и бедными (59%), низшими и высшими классами (53%), народом и властью (45%). Это три самых популярных ответа. К слову, Госдуме и судам, прокуратуре, полиции не доверяют 40%, а это как-никак законодательная и судебная власти. Здесь и проявляется то, что власти, по мнению россиян, защищают прежде всего интересы богачей.

Ответы практически на все вопросы продемонстрировали заметное изменение в 2022 году. В этом смысле СВО сыграла положительную роль, но каким именно образом и сохранится ли вектор изменений после СВО? Ведь социально-экономическая система в России не изменилась. Еще в 2021 году люди массово отвечали, что проводимые экономические преобразования не отвечают интересам народа (60%). Только 22% считали, что отвечают. Мобилизация экономики в интересах безопасности страны сгладила эти противоречия, но надолго ли?

Коллаж, карта России, общество(2022)|Фото: Накануне.RU

Сегодня 85% считают, что все или некоторые из приватизированных предприятий надо вернуть государству, причем этот процент выше, чем было 10 лет назад. Россияне так и не приняли итогов приватизации и не согласны с ними. Например, в 2014 году только 15% считали, что все приватизированные предприятия нужно вернуть государству, сегодня — 40%. Позицию о частичной национализации 10 лет назад разделяли 37%, сегодня — 45%. Сегодняшнее мнение граждан о приватизации является даже более категоричным, чем в 1997 году. Эти противоречия никуда не деваются.

Интересны и ответы граждан насчет того, что они понимают под словами "социализм" и "капитализм". Несмотря на некоторую условность этих понятий, ответы очень характерны. Так, под социализмом люди понимают прежде всего (в порядке убывания) коллективизм, справедливость, патриотизм, порядок, народовластие, взаимопомощь, нравственность, равенство всех перед законом. Капитализм же — это прежде всего конкуренция и частная собственность, но далее идут: власть узкой группы людей, коррупция, преступность, социальная незащищенность. Вкрапления положительных (или условно положительных) явлений явно перевешиваются отрицательными.

Как считает историк Андрей Фурсов, капитализм в России всегда органически имеет антинародный характер. В этом смысле показательны ответы россиян на вопрос, в каком обществе они хотели бы жить — в социалистическом или капиталистическом. Социалистическое общество выбрали 43%, капиталистическое — всего 15% (более трети не знают). Ответы не только не изменились по сравнению с концом 1990-х, но произошло даже небольшое смещение в сторону социализма.

Наконец, самый популярный ответ, какой путь экономического развития нужен России, таков: свой путь, основанный на традиционных представлениях граждан о справедливых экономических отношениях (51%). Свободную рыночную экономику выбрали только 4%. Остальные ответы — это варианты между социально-ориентированной моделью наподобие Швеции и многоукладной экономикой с преобладанием государственных форм собственности по образцу Китая.

Можно сделать вывод, что россияне видят и признают те достижения, которые произошли в последние годы и десятилетия, но противоречия лишь немного сглажены, а не разрешены. Социальная структура общества остается очень хрупкой, а действия властей вызывают отчасти поддержку, но во многом и недоверие.

*Все данные приведены по сборнику: Как живешь, Россия? : экспресс-информация. 54 этап социологического мониторинга, апрель 2024 года/ В. К. Левашов, Н. М. Великая, И. С. Шушпанова [идр.]. М. : ФНИСЦ РАН, 2024. 89 с.



Евгений Чернышёв