В подмосковной Истре собираются благоустраивать центр города и под сурдинку благоустройства поставить памятник патриарху Никону (московский патриарх в 1652-1666 годах). Но на площади уже стоит памятник Ленину. Очевидно, его будут переносить либо в другое место, как это было в том числе в Ревде, где под видом реконструкции памятник убрали для строительства фонтана, который не построен до сих пор, либо переносить на свалку. Причем, большинство горожан выступает за сохранение памятника Ленину, как показал опрос на городском портале. Патриарх Никон, судя по пояснительной записке авторов проекта благоустройства, сделал для города и страны много, за что ему надо отдать должное установкой памятника. А Ленин ничего не дал городу и стране, людям, ему памятник недостойно оставить? Своим мнением об этом с Накануне.RU поделился политический обозреватель Константин Сёмин:
— Я не знаю уже просто, стоит ли удивляться таким новостям. Я отношусь к этому довольно спокойно просто потому, что невозможно в системе, которая построена на полном отрицании ценностей предыдущего периода и наследия предыдущего периода, за исключением нефтегазовых месторождений и трубопроводов, рассчитывать на какой-то иной подход.
Мы видим, что главным историческим ориентиром для нынешних и будущих поколений объявлен Александр III и все прочие страстотерпцы, царедворцы, представители императорских родов и династий. Мы видим, как устанавливаются один за другим памятники не только Александру III, Николаю II, но даже великому князю Николаю Николаевичу. Я рассказывал тут относительно недавно — в Москве поставили памятник, несмотря на все разные нетрадиционные коннотации, всем представителям августейших фамилий.
Россия буржуазная, Россия современная, капиталистическая, отдаёт им дань уважения, попутно проводя настоящую декоммунизацию у себя дома, отвергая все те атрибуты, "рудименты эпохи", когда вопрос о принадлежности обществу недр, средств производства, говоря широко, "заводов, газет, пароходов", был бесспорным. Дело в том, что Мавзолей Ленина на Красной площади и многочисленные остающиеся памятники Ленину в глубинке или в крупных городах служат своеобразным напоминанием тем людям, которые с 1991 года получили в нашей стране власть и собственность, о том, откуда все, что у них в карманах имеется, взялось.
Что касается ситуации непосредственно в Истре, то памятник Ленину там был поставлен не просто с бухты-барахты. Ленин проезжал через Истру для того, чтобы участвовать в открытии одной из первых советских электростанций. Если кто забыл, был такой план ГОЭЛРО, инициированный этим "проклятым вождём мировой революции". И вот в благодарность за то, что Ленин был проездом в Истре, имел отношение к реализации этого плана, истринцы поставили ему памятник незадолго до войны. Памятник был взорван в момент, когда в 1941 году город был занят фашистами, и что теперь? Как мы в итоге продемонстрируем и сами себе, и просвещённому миру то, как мы наследуем поколениям наших предков, разгромивших фашизм?
Здесь важно ещё добавить несколько интересных обстоятельств. Имя патриарха Никона, конечно, с Истринским районом тоже связано, потому что он был инициатором строительства одной из жемчужин православного мира — Новоиерусалимского монастыря. Он отправлял гонцов чуть ли не в святую землю в рамках вот той, хорошо известной историкам церковной реформации, у истоков которых который он стоял. В общем, он выстроил этот шикарный монастырь для того, чтобы не нужно было ездить в Палестину, чтоб гроб господень был, так сказать, по месту жительства доступен.
Но какая интересная история связана с этим монастырём. В 1941 же году, когда фашисты заняли Истру и когда они демонтировали "проклятый", ненавистный сегодняшним хозяевам жизни памятник, они заодно взорвали и этот монастырь, творение рук патриарха, и был он восстановлен уже советской властью — теми самыми "безбожными" большевиками для того, чтобы стать объектом культурного наследия общесоюзного значения, и попасть потом под эгиду ЮНЕСКО. Это был большой музей Новоиерусалимский монастырь.
И что с ним произошло после развала СССР? Его изъяли из общенародной опять же собственности, возвратили в собственность церковную, вбухали немереное количество денег, проект курировала супруга одного видного телеграм-блогера, в прошлом президента РФ, монастырь облили с ног до головы позолотой, вырубили вокруг сосны, закрыли находившийся с изнанки монастыря музей русской избы, где каждый пришедший туда мог убедиться в том, как славно и замечательно жили крестьяне в 19, 18 веке, в своих бревенчатых избах, да. И теперь это храм для посещения высокопоставленных делегаций — со шлагбаумами для простых смертных. Делегации прилетают вертолётами к монастырю, доставляя тем самым множество приятных моментов жителям района.
Вот эта ослепительная позолота, конечно же, обязательно, как в каждом случае, с храмом и с каким-то большим церковным строительством, прекрасно соседствует с полным развалом в медицине, в образовании, в социальной сфере в районе. Хотя, конечно, наверное, Подмосковье в этом смысле выглядит по сравнению с какой-нибудь Курганской, Рязанской или Тверской областью настоящей Швейцарией или заграницей. И тем не менее, состояние этих социально важных направлений в Московской области очень трудно признать удовлетворительным, и на фоне этого новые церковные святыни уж точно выглядят просто ослепительно и великолепно, как и было заведено до 1917 года.
Выстроен также и гигантский хайтековский музей, совершенно никак не сочетающийся с даже представлениями патриарха Никона о прекрасном, с весьма сомнительным качеством, но это ладно, и в этом музее периодически проводятся выставки корифеев русского эмигрантского искусства, разных художников-живописцев, которые "творили"... в Берлине с 1941 по май 1945 года.
"Страдальцы", оторванные от родины, и вся вот эта вот белогвардейская власовская канитель замечательным образом наверчены вокруг монастырских красот. Я прекрасно помню, как в стенах этого же самого никоновского монастыря в своё время друг другу передавали иконописный рисунок наш сегодняшний патриарх и тогдашний опять же президент — телеграм-блогер, это был иконописный рисунок с изображением всех выдающихся физиономий из генеалогического древа семьи Романовых. Венчал которое лик Владимира Кирилловича Романова, в июне 1941 года провозгласившего "освободительный поход на Восток" и призвавшего соотечественников поддержать — ну, мы знаем, кого.
Вот в таких декорациях, в таких обстоятельствах к памятнику Ленина примеряют сейчас трафарет патриарха Никона. Хотя абсолютное большинство людей, озабоченных задачами, проблемами элементарного выживания, будут выступать против таких решений. Но власти, а кто у нас у власти находится — те, кому принадлежит собственность, то есть земельные угодья в респектабельных районах Подмосковья, остатки промышленных предприятий, раздербаненные совхозы и колхозы, превращённые в парки и экопоселения, — им замена памятников, конечно, необходима, и они от своего курса не отступятся, они считают, что они в одной лодке с помогающим им удерживать власть и контроль над ситуацией представителями религиозных культов.