Рынок легковых автомобилей в России продолжает скатываться вниз. В мае удалось продать 91,2 тыс. новых машин, что на 28,3% меньше по сравнению с тем же периодом прошлого года (в мае 2024-го было 127,2 тыс. шт.), сообщают эксперты агентства "Автостат". Также аналитики отмечают, что в конце весны авторынок опустился ниже 100-тысячной отметки. Хотя в апреле он впервые в этом году превысил ее, достигнув 102,1 тыс. единиц. Майский показатель оказался на 10,7% хуже апрельского.
Свыше 60% проданных в мае новых автомобилей пришлось на пять марок. Лидерство на рынке сохраняет LADA, результат которой в прошлом месяце составил 25,6 тыс. единиц. В ТОП-5 брендов по итогам мая вошли также китайские Haval, Chery, Geely и Changan.
В качестве главной причины падения рынка часто называют огромный утильсбор, сумму которого ежегодно повышают. С 1 октября 2024 года его размер вырос на 70-85%. Сбор обещают еще и ежегодно индексировать на 10-20% вплоть до 2030 года.
В классическом понимании утилизационный сбор — это одна из составляющих цены автомобиля, которая заблаговременно покрывает расходы на его утилизацию и переработку после того, как машина выработает свой ресурс.
Однако в российских реалиях его функция состоит еще и в том, чтобы мотивировать автопроизводителей к организации локального производства своих автомобилей в России, а также снизить экспансию импортных автомобилей, главным образом китайских, на российский рынок. В некотором смысле утильсбор приносит свои плоды: по количеству проданных машин "Ладе" удается вырываться вперед китайских иномарок. Но в абсолютных числах продажи у Волжского автозавода падают с каждым месяцем. К тому же повышение утильсбора приводит к массированному росту цен и способствует падению автомобильного рынка в целом, ведь иномарок на рынке до сих пор большинство.
Как рассказали Накануне.RU в пресс-службе ГК АВТОДОМ, утилизационный сбор значительно увеличивает стоимость новых автомобилей, особенно тех, которые поставляют по каналам параллельного импорта, поскольку именно на них он распространяется в большей степени.
Введение сбора привело к росту конечной цены на авто в среднем на 5-10%, что, в свою очередь, снизило покупательскую способность и сократило спрос на новые автомобили, особенно в сегменте легковых иномарок. Многие потребители стали либо отказываться от покупки, либо выбирать более дешевые модели отечественного производства.
С другой стороны, утилизационный сбор стимулирует обновление автопарка и уменьшает количество автомобилей с пробегом, наносящих серьезный вред экологии. Это положительный эффект с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности дорожного движения, пояснили в дилерском центре.
Однако экс-депутат Госдумы, автоэксперт Вячеслав Лысаков с последним пунктом не согласен. Он считает, что в нашей стране утильсбор вообще не имеет никакого отношения к утилизации и экологии — это не что иное, как дополнительная и обременительная нагрузка на кошелек автовладельцев.
"Во всем мире утилизационный сбор уже включен в стоимость автомобиля и приблизительно равен $50. И он реально уходит малому и среднему бизнесу, который занимается утилизацией. Если у вас есть автомобиль, который "отбегал" свой срок, и его нужно поменять, то вы звоните по нужному номеру, приезжает погрузчик и бесплатно увозит автомобиль на утилизацию, где отдельно сортируют материалы, из которых он состоит: металл, стекло, различные токсические жидкости все остальное", — говорит эксперт в беседе с Накануне.RU.
В России же так называемый "утильбор" — это просто форма налога, указывает он. Налогом назвать его было стыдно, поэтому назвали утильсбором. Главным лоббистом введения этого налога был глава АвтоВАЗа Максим Соколов, напоминает Лысаков.
Причем стоимость этого утильсбора неприемлемая. Она началась от 300 тыс. руб., а через несколько лет должна достигнуть 1,3 млн руб. Ко всему прочему, эти деньги идут в бюджет государства, а не на утилизацию, так что называть это утильсбором — абсолютное лицемерие.
"Это самый настоящий налог, выдуманный из воздуха. Он идет в бюджет, а из бюджета бесконечно вливается в АвтоВАЗ, куда уже, как в бездонный колодец, ушли миллиарды. А что мы видим в результате? Продукцию прошлого века, отставшую на десятилетия, да еще с огромным количеством брака", — констатирует эксперт.
Конечно, влияние утильсбора на авторынок колоссальное — стоимость автомобилей дорожает молниеносно. Дилер при ввозе автомобилей в страну платит огромный утильсбор и, естественно, перекладывает эту сумму на покупателя, включая в конечную стоимость автомобиля. При этом налог с каждым годом увеличивается, в результате чего автомобили дорожают и рынок катится по наклонной.
"Сейчас Соколов опять нам рассказывает сказки про инфляцию, из-за которой необходимо поднимать цены на машины, занимается словесной эквилибристикой и все время обвиняет в неудачах отечественного автопрома Китай", — отмечает Лысаков.
Хотя понятно, что люди голосуют за качество и комфорт своим кошельком. И в этой связи, китайские автомобили действительно полюбились российским покупателям.
"Китай порвал вообще всех и сделал такой технологический скачок, который вряд ли уже сделают Европа с Америкой. Китайцы лидируют на автомобильном рынке и в то же время поставляют достаточно бюджетные машины и даже снижают цены", — добавляет он.
Тем временем глава АвтоВАЗа продолжает курс на индексацию цен, несмотря на то, что продукция завода и так не продается — склады полностью забиты, констатирует автоэксперт.
И Правительство РФ, вроде бы, всеми силами пытается помочь АвтоВАЗу, навязывая эти автомобили госслужащим и таксистам. А постоянное повышение утильсбора призвано вставить палки в колеса автолюбителям, которые хотят купить импортные автомобили. Но российские власти при этом обходят стороной тот факт, что себестоимость производства в России на 30% выше, чем в том же Китае, по подсчетам ассоциации "Росспецмаш" (например, средняя стоимость кредита в КНР — 0,05%, в России — под 30%; в Китае НДС — 13%, а в России НДС — 20%, и так далее). В этих условиях навязать конкуренцию китайским производителям крайне сложно.
И если перекладывать ответственность за эту ситуацию на потребителя — в виде утильсбора, то и получается, что утильсбор отнюдь не помогает российскому автопрому, зато обваливает весь рынок автомобилей, и отечественных моделей в том числе.