Количество стобалльных результатов на ЕГЭ по профильной математике в 2025 году составило 307. Такие данные привел Рособрнадзор на своей странице в сети "ВКонтакте". Правда, они предварительные и были названы в комментарии. Однако вряд ли итоговые цифры будут серьезно отличаться. То есть стобалльников в этом году по профильной математике в 4 раза меньше, чем в предыдущем (1165). В чем причина — читайте в материале Накануне.RU.
Многие эксперты и учителя критически относятся к формату ЕГЭ. Накануне.RU тоже об этом пишет, но конкретно данный случай не говорит ни о чем, кроме того, что в 2025 году ЕГЭ по профильной математике был самым сложным за все годы. Точнее, самой сложной была вторая часть заданий, которую нужно решать, чтобы набрать баллы свыше 70. В первой части 12 очень простых заданий, которые не требуют даже решения — нужно просто написать ответ. И за них можно получить целых 70 баллов. А вот чтобы набрать остальные, нужно решать настоящие задачи, в числе которых могут быть очень сложные. И в этом году они были такими все.
Задач среднего уровня сложности практически не было, о чем заявили репетиторы. Так, Роман Рубецкий говорит, что он общался с учителями не из профильных школ, где нет углубленного изучения математики, и они сказали, что половина заданий из второй части не была бы ими решена.
"Как ученик может получить знания, если даже педагоги не могут эти задачи решить? Получается, что учителей не хватает и качество образования падает, а требования к знанию школьников повышаются", — подчеркнул он.
Учительница математики Диана Назирова, которая тоже работает репетитором, говорит, что ее ученики были шокированы заданиями. Потому что складывается ощущение, что задания были специально подобраны так, чтобы отобрать самых-самых. Рубецкий отмечает, что многие его ученики, которые планировали в будущем году сдавать математику, теперь передумали.
Как написала в комментарии к посту Рособрнадзора пользователь Елена, в этом году с выпускниками обошлись жестоко.
"Как вам не стыдно! Дети занимались не только со школьными педагогами, но и с другими репетиторами. Прорешали все решебники по подготовке к ЕГЭ под эгидой Минпросвещения, и не только 2025 год, но и предыдущие годы. А вы? Мало того что само условие задания на целый лист: пока дочитаешь до конца — забудешь, с чего все начиналось. И совершенно точно задания были не из школьной программы. Вы завалили детей. У ребят просто депрессии. Столько готовиться, стараться и все напрасно. Подло", — написала она (комментарий набрал почти полтысячи лайков).
При этом задания второй части ЕГЭ на Дальнем Востоке были проще. С чем это связано, неизвестно. Заслуженный учитель России, автор учебников по математике Александр Шевкин недоумевает:
"Складывается впечатление, что хотят отвадить ребят от желания идти в десятый класс, сдавать ЕГЭ и получать высшее образование. Надеются, наверное, что так будет больше слесарей и токарей. Вряд ли это оправданная надежда".
Он говорит, что задачи №№ 17-19 в этом году были очень сложными, такие давать нельзя. Одна из них — по планиметрии. Формально она не выходит за рамки школьной программы, но чтобы решить и обоснованно изложить эту задачу, нужно очень много времени.
Как и ожидалось, число стобалльников в итоге резко уменьшилось. Но все это гримасы ЕГЭ, точнее, его непредсказуемости от года к году в части сложных заданий. Все-таки это не главная проблема. Вот что действительно должно внушать тревогу, так это средний балл. Ведь ЕГЭ по профильной математике сдают те, кто собрался поступать в вузы на инженерные направления. А здесь результат плачевный — 62 балла.
Далеко не все знают, что шкала расчета баллов на ЕГЭ по профильной математике кривая. За простейшие задачки дают уже 70 итоговых баллов, хотя это всего 12 первичных (из 32). Получается, шкала и создана для того, чтобы скрыть истинный уровень выпускников. Который в среднем очень низкий. 62 балла — это чуть больше 10 простеньких задачек из 12. И это соответствует всего лишь 32% от всех первичных баллов. Это и есть истинный средний балл — двойка. Но, как говорит министр просвещения РФ Сергей Кравцов, это очень хороший балл, который "свидетельствуют о хорошем качестве подготовки российских школьников". То есть будущие инженеры после школы математики не знают, и для Кравцова это хорошо?
Баллы же, свидетельствующие о хорошем знании математики, стабильно набирают около 10% выпускников. То есть не более 30 тыс. человек в год. Член-корреспондент РАН и лидер движения "Родная школа" Алексей Савватеев считает, что уровень выпускников школ такой, что хорошими инженерами могут стать всего 15-20 тыс. из всех абитуриентов в год. Как бы то ни было, но о технологическом суверенитете при таком потенциальном количестве инженеров можно и не вспоминать. Квалифицированных инженерных кадров нет и не предвидится.
Руководитель общественного движения "За возрождение образования" профессор математики Александр Иванов считает, что ЕГЭ по профильной математике выполняет свою основную задачу — показывает "хороший" средний результат. Но на самом деле он ужасный. Как уверен публицист Лев Пирогов, получение качественного образования в государственной системе образования, вероятно, больше не планируется. Родителям как бы говорят: хотите хорошего образования — платите.
"Вот это и есть главная опасность, которая угрожает нам всем, но в особенности – нашим детям. Попасть в "отходы", в низшие бесправные слои сегрегированного и стратифицированного "цифрового общества". Такого ли будущего для своих детей мы хотим? Но увы, ничего иного власти предержащие предложить нам не хотят и не могут. "Не готовы". Прежде всего — не готовы жертвовать своими персональными и кастовыми интересами и возможностями. В ситуациях, когда "пряников не хватает на всех", у кого-то должно по-прежнему оставаться их много. А для этого кого-то приходится вовсе лишать пряников", — пишет Пирогов.
Проблема в том, что без такого "пряника", как хорошее образование, наша страна вряд ли будет иметь хорошее будущее.