Спутниковая навигация, мониторинг Земли, беспилотный транспорт — космические технологии уже меняют экономику и повседневную жизнь. Но для России этот путь осложнен жесткой конкуренцией и технологическими барьерами. Как вернуть лидерство в космосе? Сегодня выбран путь коммерциализации. Космос в глобальном смысле рассматривают как услугу, по крайней мере, с этой точки зрения его рассматривали на сессии ПМЭФ, которая так и называлась: "Космические технологии — будущее экономики услуг". Подробнее — в материале Накануне.RU.
На ПМЭФ обсудили проблемы и перспективы космических технологий — от массового производства спутников до ядерных космических установок. Но за прогнозами стоят конкретные проблемы: нехватка специалистов, устаревшая производственная база, зависимость от импорта. Пока мир инвестирует в коммерческий космос, мы вынуждены догонять, рискуя остаться на обочине новой технологической гонки. Что для первой космической державы не то что обидно, а весьма позорно.
Мы запускали первый спутник и отправляли Гагарина в космос, когда другие только мечтали об этом. "36 спутников с ядерными установками, уникальные материалы, опыт длительных полетов — все это было создано в СССР", — напомнил модератор пленарного заседания, президент НИЦ "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук. Сегодня же космос для России — не триумф, а головная боль: недофинансирование, технологическое отставание и мучительные поиски коммерческой составляющей.
"Космос как услуга": новый курс Роскосмоса
Глава Роскосмоса Дмитрий Баканов объясняет новую стратегию: "Госорганы должны стать основными заказчиками космических данных. Со следующего года бюджет предусматривает эти расходы — так мы создадим спрос для частных компаний".
По его словам, это единственный способ окупить затраты на развертывание спутниковых группировок.
"Это же смеху подобно — мы покупаем снимки Земли где-то на стороне, когда могли бы делать их сами", — говорит Михаил Ковальчук. Россия умеет запускать спутники, "как шарики". Проблема не в технологиях, а в экономике.
"Компании готовы производить спутники, но как они окупят затраты? — задается вопросом Ковальчук. — Нужен госзаказ".
Он предлагает простой рецепт: собрать ведомства — от МЧС до лесхозов — и заставить их покупать данные у своих же производителей.
"Бизнес пойдет туда, где есть заказ, — уверен Ковальчук. — Но пока все идут в Минфин за деньгами, а не на рынок". Он вспоминает слова президента: "Пока бизнес не увидит, как вернуть инвестиции, никакой коммерциализации не будет".
Ирония в том, что сельское хозяйство — полностью весь частный сектор — готово покупать эти данные. Но вместо создания рынка мы продолжаем закупать снимки за рубежом. Решение эксперт видит в пилотных проектах: "Начать с малого — показать, что схема работает. Тогда и бизнес подтянется".
Но пока этот замкнутый круг — свои спутники, чужие снимки — остается главным парадоксом российской космической отрасли.
Еще раз, еще раз, еще много-много раз
Многоразовые ракеты — еще один важный и перспективный путь для Роскосмоса. Ведомство долгое время не приступало даже к идее многоразовых ракетных ступеней. Теперь приступило, но пока только в планах: "Рынок пусковых услуг изменился кардинально, — констатирует Баканов. — "Хонда", которую все знают как автопроизводителя, уже провела успешный запуск и посадку прототипа многоразовой ракеты-носителя. SpaceX был первым, китайцы подтянулись. Нас спрашивают— когда же мы?"
Он признает: "Технология многоразовых пусков есть в нашем национальном проекте. Можно попробовать хоть завтра, но результат будет печальным — нужно время на отработку".
Баканов раскрывает детали: "Мы уже подготовили техническое задание с бывшим директором "Прогресса". Называем проект "Кузнечик". Но когда именно российские ракеты начнут возвращаться — открытый вопрос.
Зато мы нашли ответ Starlink — это компания "Бюро 1440". Супер, конечно, но это шесть аппаратов на орбите (скоро будет 16!) против семи тысяч, постоянно обновляемых, у Маска. Пока даже "Хонда" делает первые шаги в освоении ракетостроения, мы обсуждаем, как заставить госорганы покупать данные дистанционного зондирования. Ирония в том, что многие технологии, того же SpaceX — это забытые советские разработки.
"В 2012 году мы контролировали 80% рынка пусков, а к 2022-му столько же перешло к SpaceX", — констатирует глава Роскосмоса Дмитрий Баканов.
Национальный проект
Президент Владимир Путин утвердил новый национальный проект "Космос" с общим финансированием 4,4 трлн руб. до 2036 года. Восемь федеральных программ — от навигации до "космического атома" — попытка объединить разрозненные инициативы.
"Раньше были отдельные программы ГЛОНАСС и космодромов, теперь все в одном документе", — поясняет Баканов.
Как мы писали выше, план — помочь раскошелиться госорганы на данные дистанционного зондирования. Steelsoft, "БАРЛ", "Геоскан" — эти компании готовы предоставлять снимки для МЧС и сельского хозяйства. Вот только бизнес не спешит вкладываться в продукт без гарантий спроса.
Председатель совета директоров ГК "Геоскан" Алексей Семенов делится опытом: "Мы работаем с малыми спутниками — кубсатами весом 40-60 кг. Их производство не требует сложных условий, мы можем делать до 100 аппаратов в год".
Он отмечает важность сотрудничества с государством: "Самостоятельно вывести спутники мы не можем — нужно взаимодействие с Роскосмосом".
Генеральный директор АО "ГЛОНАСС" Алексей Райкевич приводит конкретные цифры: "Система ЭРА-ГЛОНАСС за 10 лет подключила 13 млн транспортных средств и передала свыше 500 тысяч экстренных вызовов".
Однако для новых задач требуется большая точность. Сейчас ГЛОНАСС дает "осечку" в 7-8 метров, к 2028 году обещает 2,5 метра. А с возможностями системы "Рассвет", компании "Бюро 1440" Роскосмос обещает выйти на дециметровую точность.
Верим, надеемся, ждем.
Беспилотники
По словам заместителя министра транспорта РФ Андрея Никитина, Россия уже добилась значительных успехов в развитии автономного транспорта. Он отмечает, что беспилотные технологии давно вышли за рамки авиации — сегодня они включают сельскохозяйственные комбайны, карьерную технику, дорожные машины и даже трамваи. Все эти системы объединяет технологическая база, основанная на радарах и радиоэлектронике.
Особое внимание Никитин уделяет роли космических технологий. По его мнению, именно системы ГЛОНАСС и разработки Роскосмоса позволяют обеспечить надежную идентификацию беспилотников в любой среде, что является ключевым условием для их использования. Он подчеркивает, что дальнейшее развитие беспилотной экономики невозможно без космических технологий — точного позиционирования, навигации и дистанционного зондирования.
Военные разработки дали России фору в этой гонке. Опыт специальной военной операции показал, что наши технологии не уступают зарубежным. Теперь этот потенциал пытаются перенести в гражданскую сферу, но упираются в ограничения спутниковой группировки и устаревшие нормативы.
Космические технологии: прогнозы, отставание и кадровый голод
Что касается анализа и прогнозирования, то ректор МФТИ Дмитрий Ливанов приводит конкретные цифры: использование космических технологий в логистике может повысить топливную эффективность транспорта на 15-20%, а урожайность в сельском хозяйстве (за счет использования точного земледелия) — на 20%.
"Но 75% потенциальных сервисов на основе космических данных Россия пока не использует", — констатирует он.
По данным Ливанова, из 13 необходимых для создания эффективно работающего спутника технологических пакетов мы сегодня обладаем четырьмя, и даже в этих четырех наше решение существенно дороже тех, которые мы можем приобрести за рубежом.
То есть проблема в том, что космические технологии могли бы работать на экономику, но 75% потенциальных сервисов остаются невостребованными.
"Мы используем лишь четверть возможностей, — говорит Ливанов. — В сельском хозяйстве, логистике, мониторинге — везде есть резерв".
Три главных препятствия:
За последние 10 лет серьезно выросли инвестиции в космос, говорит Ливанов. В основном это частные деньги. И инвестиции используются в основном, как это ни удивительно, не на разработку и запуск.
"Инвестиции распределяются неожиданным образом. На разработку спутников и полезной нагрузки используется примерно 40% инвестиций, еще 8-10% — на вывод на орбиту, а больше 50% и все остальное используется для создания систем управлений, тестирования, информационной безопасности", — говорит эксперт.
Действительно, во всем мире объектом инвестиций являются не только собственно космические технологии, разработка и выведение на орбиту космических аппаратов, но и области на стыке с космосом, говорит Ливанов. Распределение средств на стыке космической индустрии с другими индустриями и отраслями (например, сельским хозяйством) и приводит к экономическим эффектам.
Важная тема, как и везде — кадры. Кадры решают все, но не решаются идти в космическую отрасль.
"Зарплаты в отрасли неконкурентоспособны, — говорит Ливанов. — Мы готовим специалистов, но они уходят".
Уже и в Госдуме признавали, что курьеры в Москве получают больше выпускников Бауманки.
Международное сотрудничество
Глава Роскосмоса Дмитрий Баканов акцентирует внимание на развитии сотрудничества в рамках БРИКС. По его словам, Россия предложила создать координационный совет по космосу для реализации совместных решений.
"Уже есть практические результаты — мы обмениваемся данными дистанционного зондирования Земли. Например, российские снимки помогали ликвидировать последствия землетрясений в Индии", — отмечает он.
Баканов также упоминает переговоры с двумя странами Азиатско-Тихоокеанского региона о возможном строительстве совместных космодромов, но подчеркивает преждевременность конкретных заявлений: "Пока рано говорить о подписанных соглашениях, работа в этом направлении продолжается".
Особое внимание руководитель Роскосмоса уделяет вопросу технологического суверенитета. Он напоминает, что США долгое время покупали российские двигатели РД-180, но потом резко отказались от этого, практически убив наше производство: "Казалось бы, они могли бы скопировать, но не получилось. Только сейчас они переходят на собственные аналоги". И этот пример, по мнению Баканова, демонстрирует важность сохранения уникальных технологических компетенций.
"Но несмотря на санкции, мы продолжаем перекрестные полеты с NASA, — говорит Баканов. — В июле запланирован очередной совместный запуск". Также он упоминает соглашение с Китаем о создании лунной инфраструктуры, где Россия предоставит свои атомные технологии.
А Михаил Ковальчук еще раз напоминает о наших достижениях в прошлом: "Первый спутник в 1957 году, Гагарин в 1961 году, первые орбитальные станции — все это создавалось в СССР". Главное, что он подчеркивает: "У нас летало 36 или 39 спутников серии "Космос" с ядерными установками. Этот опыт уникален и остается нашим конкурентным преимуществом". А Луну освоит тот, кто поставит там первую АЭС , считает Ковальчук. У нас есть технологии, но нет системы. Без возврата к плановому финансированию или прорывной коммерциализации звезды останутся далекими? Ковальчук подводит итог — перед государством стоят три основные задачи:
Как отмечают эксперты, Россия сохраняет уникальный опыт, но сталкивается с проблемами внедрения и кадрового обеспечения. Будущее отечественной космонавтики будет зависеть от того, удастся ли найти баланс между государственной поддержкой и рыночными механизмами.