Прогнозируется, что к 2030 году кадровый голод в промышленности составит от 2 до 4 млн человек. Как выяснилось на "Иннопроме", рынок труда в целом начал оправляться от взрывного роста количества рабочих мест в 2024 году, который потянул вверх и зарплаты. Однако промышленность все еще испытывает трудности с привлечением работников, особенно молодых. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Замедление российской экономики парадоксальным образом привело к смягчению ее головной боли — нехватки кадров. Директор HeadHunter на Урале Оксана Сидлецкая поделилась актуальными данными сервиса о ситуации на рынке труда. По оценке аналитиков, HH-индекс находится в норме — на одну вакансию приходится 4-5 резюме, то есть компаниям есть из чего выбрать. Средняя зарплата в УрФО держится на уровне 70 тыс. рублей, количество вакансий при этом падает (-29% за последний год), а количество резюме растет (+35%).
"Мы понимаем, что падение количества активных вакансий — это реакция рынка труда на рынок в целом. Многие бизнесы замедляются, многие бизнесы — те, кто планировал открывать новые роли, не открывают эти роли и добавляют функционал к тому персоналу, который у них сейчас есть. Мы знаем, что очень многие сейчас работают с переработками и так далее. Это та реальность, с которой мы сейчас живем", — рассказала Оксана Сидлецкая.
Вместе с тем, есть много сфер, где дефицит традиционно остается большим. Это прежде всего сферы с массовым набором людей, такие как розничная торговля, медицина, фарма, строительство и производство.
"Производство, строительство — это в целом то, чем силен Урал, и то, на что у нас всегда есть достаточно большой спрос. И он, к сожалению, никуда не денется. Продажи также являются массовой отраслью, то же самое относится к туризму и гостиничному бизнесу", — объяснила эксперт.
По ее словам, зарплаты уже не растут такими бешеными темпами, так как компании адаптировались к ситуации на рынке. Тем не менее, остаются сферы, в которых работодателям придется платить больше, потому что специалистов будет не хватать и не хватает. Эксперт констатирует, что в стране по-прежнему действует рынок соискателей.
"Сроки найма у компаний увеличились на 45%. Если в послековидные годы, например, сроки увеличились на 20-30%, то сейчас мы видим, что ситуация продолжает усугубляться", — говорит директор HeadHunter на Урале.
Вице-президент по персоналу компании ЕВРАЗ Елена Самсонова сравнила рынок труда бассейном. В 2000-х годах надо было ставить очень много фильтров, чтобы туда попадала максимально чистая "вода". Представители большого бизнеса очень пристально оценивали стоящих в очереди кандидатов и многих отсеивали.
"Сейчас мы с вами оказались в ситуации, когда этот бассейн с водой стоит в пустыне. Мы максимально снимаем все фильтры на вход для того, чтобы хоть какая-то вода к нам попадала, потому что человеческий ресурс — это то, без чего мы не можем работать. Не работают ни станки, ни оборудование, не работает продвижение наших новых технологий", — рассказала представитель ЕВРАЗа.
При этом тяжелым трудом сейчас заниматься никто не хочет. Из-за перестройки экономики на рынке востребовано огромное количество профессий с более легкими условиями труда и с меньшими требованиями к квалификации персонала. Тяжелой индустрии действительно очень трудно привлечь на работу молодежь. А удержать их становится еще большим вызовом, потому что в этой возрастной категории самые рекордные коэффициенты текучести.
По словам Елены Самсоновой, заработная плата традиционно занимает первую строчку в списке требований молодых соискателей к работодателю. Но важны и условия труда, безопасность и комфорт.
Привести специалистов в промышленность невозможно и без системы карьерного роста, потому что кандидаты, даже те, кто готов прийти на рабочую профессию, совершенно не готовы провести на этой рабочей профессии 10 лет, пока не получат назначение на позицию мастера или заместителя начальника цеха, констатирует эксперт.
Привлечь новых работников на предприятие мало. Нужно еще и удержать действующих. Для этого в ЕВРАЗе выстроили систему комплексных социальных программ. К ним относятся программы улучшения здоровья, регулярные профосмотры. В этой же плоскости лежит и создание комфортных условий труда, например, предоставление горячего питания.
Если возникает необходимость быстро закрыть дефицит на конкретных специальностях, завод переводит женщин на должности, которые обычно считаются мужскими, отметила вице-президент по персоналу компании ЕВРАЗ.
Начальник отдела управления персоналом Режевского кабельного завода Светлана Лукина рассказала, что за год средняя зарплата на предприятии увеличилась на 60% и достигла 130 тыс. руб. Хотя полностью закрыть потребность в рабочих это не помогло. Сейчас заводу нужно увеличить численность персонала более чем на 30% и набрать еще 60 высококвалифицированных кабельщиков. Эта задача усложняется тем, что доля кабельных заводов в сегменте машиностроения составляет всего 3%. Кроме того, ситуацию усугубляет отток молодежи из города. Так, около 70% выпускников школ покидают Реж и уезжают в Екатеринбург, в поисках более успешной карьеры и жизни.
"Ситуация выглядит совсем печально, так как демография нашего города неуклонно снижается, а количество вакансий, конечно же, растет", — посетовала Светлана Лукина.
Но выход из этой проблемы все же удалось найти — завод заключил договор с Режевским политехникумом и разработал совместную образовательную программу. Чтобы готовить нужных специалистов под конкретные нужды предприятия, 15 человек руководителей и специалистов "Режкабеля" получили дипломы педагогов.
"В настоящий момент по программе учатся 50 студентов. В сентябре текущего года мы ждем увеличения еще на 25 человек", — отметила начальник управления персоналом "Режкабеля".
В течение четырех лет обучения в техникуме будут готовить: скрутчиков, опрессовщиков, волочильщиков, наладчиков и других специалистов.