Аналитика


Продвигать национальный мессенджер собираются с помощью блокировок конкурентов
Общество | В России

В канун официальной презентации национального мессенджера MAX российские власти готовят почву для возможной блокировки WhatsApp (принадлежит Meta, организация признана экстремистской и запрещена в РФ). Как заявил 18 июля зампред комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин ("Единая Россия"), мессенджеру пора готовиться к уходу с российского рынка.

"Мессенджер с очень большой долей вероятности попадет в список ПО из недружественных стран, подлежащего ограничениям, который Правительство РФ разрабатывает по поручению Президента. По статистике, сейчас WhatsApp в ежедневном режиме используют 68% наших граждан, на втором месте по суточному охвату находится Telegram с 55%", - написал в своем Telegram-канале депутат.

Правда позже начальник Горелкина — председатель комитета Госдумы по информполитике Сергей Боярский уточнил, что называть даты и поводы для блокировки WhatsApp (принадлежит Meta, организация признана экстремистской и запрещена в РФ) пока преждевременно.

WhatsApp(2021)|Фото: Накануне.RU

Предполагается, что место WhatsApp займет государственный мессенджер MAX. Компания VK — разработчик сервиса — уже развернула активную и довольно топорную рекламную кампанию с привлечением российских знаменитостей. В качестве главных достоинств мессенджера "лидеры мнений" назвали качество связи — приложение работает "и в лифте, и на парковке".

"Кто станет претендентом на долю WhatsApp, думаю, всем понятно – это национальный мессенджер. И, конечно, мы ждем от него реализации уникальных функций, о которых мы говорили во время обсуждения соответствующего законопроекта: верификация пользователей через "Госуслуги", интеграция с другими госсервисами, поддержка цифрового ID, электронной подписи и так далее. Но и кое-какую функциональность WhatsApp нужно тоже реализовать, например, бизнес-аккаунты, которых в MAX еще нет", - написал Горелкин.

Что примечательно, его похоже совсем не волнует, захотят ли пользователи переходить из WhatsApp в национальный мессенджер. При этом MAX имеет неоднозначную репутацию. Пользователи жалуются на неудобный интерфейс, дизайн и перебои в работе. Хотя все это еще можно объяснить стартовым этапом. Визитная карточка госмессенджера — полное отсутствие даже намека на конфиденциальность и тайну переписки. Достаточно сказать, что регистрация в сервисе проходит по паспорту, как в "Госуслугах". Приложение устроено так, что личные разговоры хранятся на серверах VK без надежного шифрования.

Как признают сами власти, WhatsApp — самый популярный мессенджер в России. По данным Mediascope, его ежемесячная аудитория в России составляет 97,4 млн человек, что больше, чем у Telegram и VK. Отсюда возникает вопрос: не ударит ли возможная блокировка в том числе по тем, кто принимает решение об этом и по тем, кто его одобряет?

Очевидно, что, если WhatsApp реально заблокируют, это аукнется всем — от мам в родительских чатах до топ-менеджеров в госкорпорациях. Он глубоко вшит в повседневную коммуникацию миллионов людей по всей стране, обращает внимание сооснователь ReFace Technology, вице-президент и сопредседатель комитета ИИ в АКАР Алексей Парфун.

"С другой стороны, ICQ тоже когда-то был вшит, и где он сейчас? Так что переоценивать не стоит", — рассуждает эксперт.

Но тучи сгущаются и над Телеграмом, несмотря на сообщения об открытии представительства мессенджера в России в рамках исполнения закона о "приземлении". По словам Антона Горелкина, "юрисдикция Telegram остается не до конца ясной: в реестре Роскомнадзора страной регистрации указаны Британские Виргинские острова, но главный офис компании Павла Дурова, как известно, находится во вполне дружественных нам Арабских Эмиратах".

Он предположил, что Telegram в список "запрещенных" не попадет, если будет выполнять требования российского законодательства и доказывать свое желание сохраниться на рынке.

Коллаж, деанонимизация телеграм-каналов(2024)|Фото: Накануне.RU

Судя по этим словам, одного только открытия представительства в России скорее всего будет недостаточно для удовлетворения всех требований законодателей, поэтому нельзя исключать еще одной попытки полного прекращения работы Telegram в России, вопреки примирительным шагам руководства компании. Хотя блокировка этого мессенджера уже точно не обрадует самих же чиновников и других приближенных к власти людей.

"Это давно не просто мессенджер, а экосистема, состоящая из каналов, там очень много бизнес-коммуникации, существует развитая внутренняя медийная инфраструктура. Попытка заблокировать его сейчас — это значительный удар не по иностранному сервису, а по собственным же информационным структурам. У огромного количества чиновников там каналы, годами накопленная аудитория, которую по щелчку пальца никуда не перевести. Плюс значительная часть мелкого бизнеса, построенного внутри этой экосистемы, десятки, если не сотни тысяч людей потеряют всё", — объясняет собеседник Накануне.RU.

При этом стоит признать, что в случае запретов привычных мессенджеров, MAX действительно будет набирать аудиторию значительно быстрее.

"Постепенно все там "обживутся". Главное, чтобы не было технических проблем и сбоев", — считает Алексей Парфун.

Однако технологическая самоизоляция не создает альтернатив и ограничивает выбор, и в итоге вредит, обращает внимание он. Гораздо более полезен путь создания собственных решений, которые на деле лучше зарубежных, и развития экосистемы, где отечественные продукты выбирают не из-за запретов, а из-за качества, подчеркивает эксперт.

С одной стороны, несложно предугадать, что немалая часть людей найдет способы обойти блокировки, как происходит и сейчас в случае с тем же YouTube, и продолжит пользоваться удобными мессенджерами. Однако здесь в игру вступает одиозный законопроект о штрафах за поиск экстремистских материалов, в том числе с использованием средств обхода блокировок. А корпорация Meta, которой принадлежит WhatsApp, признана в России экстремистской. Это формально дает возможность властям штрафовать людей за вход в этот мессенджер через VPN.

На сегодняшний день нас уверяют, что просто использование продуктов корпорации Meta не подпадает под ответственность, поясняет адвокат Дмитрий Аграновский. С другой стороны практика — главный критерий истины. И предсказать, как именно этот закон будет работать, невозможно. Формально, если сайт или приложение запрещено, то пользоваться им нельзя, отмечает он.

"Наверное, репрессии не будут носить какого-то массового характера, иначе это может вызвать недовольство населения. И вряд ли в обозримой перспективе за использование WhatsApp будет какая-то ответственность", — рассуждает адвокат в беседе с Накануне.RU.

Тем не менее, сама по себе инициатива о наказании за потребление экстремистского, по мнению властей, контента вкупе с постоянными блокировками интернет-ресурсов для многих выглядит как еще один шаг в сторону криминализации потребления "не той" информации.

Чиновник с мобильным телефоном(2025)|Фото: Накануне.RU

По мнению Аграновского, все эти меры обусловлены боевыми действиями и гибридной войной Запада против России. На сегодняшний день ужесточение законодательства по многим позициям становится необходимым в целях безопасности. При этом в будущем возможно и "ослабление гаек".

"Мы же все это запрещаем не от хорошей жизни, не только потому, что кому-то хочется что-то запретить. Если каким-то образом удастся из гибридной войны выйти, договориться с нашими оппонентами и даже врагами, то вполне можно ожидать некой оттепели и смягчения законодательства", — говорит юрист.

Он предупреждает, что некоторые "перегибы на местах" вполне возможны. Поэтому людям надо быть внимательными и осторожными. Ведь даже лайки под некоторыми материалами — например, оправдывающими террористическую деятельность — могут повлечь ответственность.

"Если WhatsApp запретят, то я лично прекращу им пользоваться, в том числе и через VPN. Но это не значит, что за использование будет какая-то ответственность, просто есть элементарная осторожность. Хотя мессенджер плотно вошел в нашу жизнь, им удобно пользоваться. Это как с западными автомобилями — что-то было в них хорошее и удобное. Тем не менее, производят их страны враждебные, в том числе корпорации, которые поставляют оружие, из которого убивают наших солдат", — рассуждает Аграновский.

По его мнению, в ближайшее время блокировка WhatsApp на повестке дня не стоит. А что касается общего тренда на разного рода запреты, то он может развернуться и в обратную сторону.

"Законодательство — это живой организм, и оно следует за временем", — резюмирует эксперт.



Андрей Казаков