Аналитика


Над российскими предприятиями нависла угроза сокращения персонала
Экономика | В России

С начала 2025 года в России почти вдвое выросло число предприятий, которые планируют сокращения работников (11,5% против 6,9%). Об этом сообщается в обзорном докладе Центрального банка России о состоянии экономики в регионах. Также до 65% выросло число компаний, которые не планируют изменения числа сотрудников.

Тренд на сокращение сотрудников сильнее всего проявляется в добывающей промышленности, машиностроении, фармацевтике. Причина – снижение спроса на продукцию. В этих условиях отдельные компании уже сокращают персонал, вводят режим неполной занятости, предоставляют внеплановые отпуска.

Эксперты ЦБ привели в пример завод "Ростельмаш" — в апреле этот крупный изготовитель сельхозтехники перенес начало единого ежегодного отпуска сотрудников с августа-сентября на июнь.

"Данное решение является вынужденным, но позволит оптимизировать затраты на производство и сохранить кадры в условиях снижения спроса на рынке сельхозтехники", - говорится в докладе.

Ростсельмаш, трактор(2018)|Фото: Накануне.RU

Однако переход предприятий на четырехдневку с недавних пор набирает все большую популярность среди промышленных предприятий. И количество таких "отдельных" случаев только растет. 22 июля о возможности ввести четырёхдневную рабочую заявил и "АвтоВАЗ". Решение об этом могут принять в начале осени, и оно будет зависеть от тенденций на рынке и экономических факторов.

В последние месяцы на сокращенную рабочую неделю по одним и тем же причинам перешли: АО "Тихвинский вагоностроительный завод" (Ленинградская область, входит в ПАО "Научно-производственная корпорация "Объединенная вагонная компания"), Ярославский моторный завод и Ярославский завод дизельной аппаратуры, Челябинский электрометаллургический комбинат (ЧЭМК).

Спад в экономике заметен и в зарплатах. Так, за первый квартал рост номинальной зарплаты в большинстве регионов замедлился. Больше всего это заметно в финансовом секторе, добыче полезных ископаемых, торговле и строительстве.

"В этих условиях застройщики Сибири стали повышать оплату труда только отдельным категориям сотрудников (работникам сезонных бригад на 5–10%)", - приводят пример в ЦБ.

Вместе с тем, замедление российской экономики парадоксальным образом смягчило ее головную боль — нехватку кадров. Директор HeadHunter на Урале Оксана Сидлецкая рассказала на "Иннопроме", что на одну вакансию сейчас приходится 4-5 резюме, то есть компаниям есть из чего выбрать. Количество вакансий падает (-29% за последний год), а количество резюме растет (+35%).

"Мы понимаем, что падение количества активных вакансий — это реакция рынка труда на рынок в целом. Многие бизнесы замедляются, многие бизнесы — те, кто планировал открывать новые роли, не открывают вакансии и добавляют функционал к тому персоналу, который у них сейчас есть. Мы знаем, что очень многие сейчас работают с переработками и так далее. Это та реальность, в которой мы сейчас живем", — рассказала Оксана Сидлецкая.

Она подтверждает, что зарплаты уже не растут такими бешеными темпами, так как компании адаптировались к ситуации на рынке.

Зампред ФНПР Александр Шершуков уверен, что количество сокращений персонала однозначно увеличится — у значительной части предприятий ухудшилось экономическое положение.

"Ключевая ставка Центробанка не позволяет им взять кредит под экономически обоснованный процент для пополнения оборотных средств. В результате они вынуждены снижать уровень деловой активности и экономить на расходах, к которым относится и заработная плата работников. И по этому поводу ФНПР выпустила заявление с призывом снизить ключевую ставку", — объясняет Шершуков в беседе с Накануне.RU.

Рабочий завода "Уральские локомотивы" в Верхней Пышме(2025)|Фото: Накануне.RU

Федерация независимых профсоюзов получает информацию от профсоюзных организаций страны о том, что в последнее время растут невыплаты зарплат. Это дестабилизирует социальную обстановку и увеличивает число трудовых конфликтов. "Мягкая посадка" экономики путем увеличения ставки оборачивается заморозкой зарплат, ростом долгов и увеличением числа сокращаемых работников, отмечают в ФНПР.

При этом рано говорить о том, что нехватка рабочей силы теряет свою остроту из-за снижения экономической активности. Это не линейная зависимость, подчеркивает Шершуков.

"Если увольняют людей, которые работают в промышленности, а дефицит кадров есть, скажем, в сфере IT, это не значит, что они спокойно перетекут оттуда сюда. Поэтому тут нет прямой связи".

В целом же ситуация выглядит печально. И здесь нужно принимать решения в области финансовой и экономической политики, обращает внимание эксперт.

Экс-министр труда, экономист Сергей Калашников не ожидает взрывного сокращения сотрудников на предприятиях. "Если в стране сохранятся макроэкономические условия для бизнеса, то бизнес будет существовать, соответственно, на местах останутся и сотрудники", — отмечает экономист в беседе с Накануне.RU.

При этом благополучие компаний зависит от покупательской способности населения. А она, очевидно, тесно связана с темпами инфляции, которые Центробанк как раз и пытается снизить за счет процентной ставки.



Андрей Казаков