Ан-24, потерпевшему крушение в Тынде Амурской области, было 49 лет. Он вылетел в последний рейс на два часа позже расписания. Однако, по словам руководителя авиакомпании "Ангара", это связано с погодными условиями, а не с поломкой. Своим мнением о том, насколько возраст самолёта мог повлиять на крушение и каковы могут быть причины катастрофы, с Накануне.RU поделился заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов.
— Так односторонне рассматривать эту катастрофу до проведения расследования нельзя, потому что на сию минуту нет ни одного признака, указывающего на то, что возможная причина — это состояние авиационной техники. А потом, любая техника постоянно проходит систему технического обслуживания. И буквально некоторое время тому назад, не так давно, этот самолёт был сертифицирован заново, и цель сертификации была — продление ресурса этого самолёта на 10 лет. И это продление состоялось, так что самолёт этот молодой, здоровый и красивый.
Дело в том, что в самолёте все имеет свои сроки. И когда ресурсы вырабатываются, меняются и комплектующие. Вот этот самолёт из той же категории, это мировая практика. В Соединённых Штатах очень много самолётов, которые летают по 50-60-70 лет, все время проходя систему поддержания лётной годности, машинам продлевают сертификаты.
И ни одного признака технической неисправности в этом крушении я пока не чувствую. Как я уже сказал, этому самолету продлили лётную годность до 2036 года. Второе, этот самолёт ежедневно летал в авиакомпании и не имел никаких замечаний. А наивысший критерий истины — это практика. Далее, конкретно этот рейс — самолёт взлетел в Хабаровске, благополучно долетел до Благовещенска и уже из Благовещенска благополучно летел до Тынды, и там он уже заходил на посадку. Ни одного замечания за все эти периоды не было у экипажа по работе материальной части. И в Тынде он с первого захода не сел. Почему? В этом разберётся комиссия. Это были, скорее всего, метеоусловия: видимость, очевидно, была неподходящая для посадки, а самолёт этот очень плохо оборудован радиотехническим, аэронавигационным оборудованием, и этот местный аэропорт очень плохо оборудован — не так, как Шереметьево, Домодедово, Внуково или другие крупные аэропорты — для слепой посадки он не оборудован. И не сел в первый раз, потому что потерял из зоны видимости полосу, и поэтому командир корабля, наверное, ушёл на второй круг. И после ухода на второй круг он столкнулся с препятствием в виде холма. Почему это произошло — может разобраться на месте только комиссия. Давайте подождём её решение.
Впрочем, стоит признать, что наша техника старая не от хорошей жизни, а потому что наши либералы все сделали для того, чтобы угробить национальное самолётостроение, они это очень успешно выполнили, стали миллиардерами и многие разбежались по западным странам — все те люди, которые в девяностых годах пришли управлять нашей страной. В это время китайцы взяли наш самолёт, заменили на нём авиадвигатели, заменили на нём авионику — приборное оборудование, электронику, назвали по-своему, и за этим самолётом сейчас стоит очередь западных авиакомпаний. Так же происходит и с Ан-2 сейчас, такая же картина. Китайцы сделали, назвали по-своему, за ним очередь, потому что самолёт Ан-24 и Ан-2 — это чрезвычайно выигрышные авиаконструкции, прямо лучшие в мире, что называется.
Ан-24 — самолёт, который летает по местным воздушным линиям, оборудован двумя турбовинтовыми двигателями, имеет систему кондиционирования, летает днём, ночью, имеет антиобледенительные устройства, систему кондиционирования для пассажиров. И самое важное, как ни один другой турбовинтовой самолёт, он садится на грунт, на укатанный снег и на лёд, ему не нужна бетонная взлётно-посадочная полоса. Я сам один из первых осваивал этот самолёт в шестидесятых годах, это мы садились только на грунтовые взлётно-посадочные полосы. Это очень серьёзная нагрузка на самолёт, на экипаж, потому что летом это нормально, это пыль, только сильная, и галька, которая летит от винтов, но так удачно сделано, что она ничего не делала конструкцию самолёта. Но вот весной и осенью, конечно, это было очень неприятное явление, когда садишься в грязь или взлетаешь с грязи. Но конструкция самолёта так была продумана, что она выдерживала даже такие вот грязные аэродромы, и до сих пор самолёт этот продолжает жить.
Причины крушения будут объявлены комиссией, которая приступила к работе. Я думаю, что "чёрные ящики" будут найдены и расшифрованы, и это очень поможет установить истинную причину происшедшего.