Аналитика


Зарплата в 200 тысяч рублей на уральской шахте "Русала" далека от реальности?
Экономика | Свердловская область

На фоне известий о привлечении на Североуральский бокситовый рудник (СУБР, входит в "Русал") 200 рабочих из Индии врио губернатора Свердловской области Денис Паслер призвал поднять зарплаты сотрудникам предприятия.

Речь о работе СУБРа зашла на заседании правительства региона. Рудник входит в структуру "Русала" и является одним из ключевых в стране предприятий по добыче и обогащению алюминийсодержащего сырья. Врио губернатора признал, что сегодня предприятие остро нуждается в кадрах. Чтобы решить эту проблему, он поставил перед топ-менеджментом компании ряд задач. И первая из них – пересмотреть зарплатную политику на СУБРе.

"Поднимите, наконец, зарплату, на заводах платят больше. А работа у шахтеров совсем иная. Зарплата должна быть конкурентоспособной и соответствовать усилиям, которые вкладывают мужчины в эту нужную работу", — указал врио главы области.

Между тем, при просмотре опубликованных вакансий СУБРа можно увидеть вполне конкурентоспособную зарплату. Если, конечно, указанные суммы соответствуют действительности. Например, в одном из объявлений, размещенных на странице предприятия во "ВКонтакте", горнорабочим очистного забоя предлагают зарплату более 200 тысяч рублей в месяц.

Шахта "Ново-Кальинская" в п. Калья (г. Североуральск) Свердловской области(2024)|Фото: Накануне.RU

Кандидатам обещают длинный список преференций и социальных гарантий: бесплатное обучение профессии, сдельную оплату, квартальные и годовые премии, выплаты за выслугу лет, отпуск 66 дней и досрочную пенсию, дотации на питание, доставку до места работы и обратно, компенсацию переезда и аренды жилья, профилактические медосмотры и программу дополнительной медстраховки (ДМС), а также лечение в профилактории предприятия.

Казалось бы, столь внушительный спектр бонусов вкупе с зарплатой в 200 тыс. должен если и не выстраивать очередь из желающих устроиться на шахты, то хотя бы позволять закрывать потребность в рабочих руках без привлечения иностранных работников. Возможно, реальность, как это часто бывает, отличается от красивой обертки? Ведь еще в 2000-е годы СУБР стал известен как довольно проблемное предприятие из-за массовых забастовок шахтеров, которые требовали повышения зарплат и соблюдения своих трудовых прав. Часть тех требований была выполнена, но многие проблемы оставались нерешенными и спустя десятилетие. И в какой-то момент это привело к небывалому оттоку рабочих рук.

Как сообщал издатель газеты "Североуральские вести" Геннадий Каландинский, во второй половине 2010-х на некоторых шахтах работники увольнялись сразу целым звеном. Причин этому несколько: крайне неудобный график, высокая травмоопасность, которая периодически приводит к трагедиям, и все та же низкая зарплата.

"Горняки градообразующего предприятия много лет тому назад в ходе забастовок отвоевали пятидневную рабочую неделю, а у них это очень значимое завоевание тупо отобрали. Редко у кого сейчас по скользящему графику выпадают выходные на субботу и воскресенье. Поэтому приходится отдыхать в будние дни в течение рабочей недели. В результате шахтеры не имеют возможности отдыхать в выходные дни вместе со своими семьями. Ведь в бюджетных организациях у женщин выходные бывают в субботу и воскресенье, а школьники так же отдыхают в эти дни", — писал Каландинский еще в 2020 году.

По его словам, острая нехватка рабочей силы на шахтах СУБРа приводила к росту несчастных случаев и травматизма. Часто забойщики и проходчики вынуждены были при выполнении определенных операций идти на риск и работать в одиночку без напарника. План часто приходилось выполнять "любой ценой", чтобы по итогам месяца к зарплате получить премию.

В качестве главной причины повальных увольнений на СУБРе Каландинский называл уровень заработной платы. По состоянию на 2020 год мало кто получал 63 тыс. рублей в месяц.

"Основной костяк нынче пашет в забое всего за $500, а в ряде случаев при невыполнении плана и того меньше", — отмечал журналист.

севуралбокситруда субр шахта ново-кальинская шахтёр проходчик(2015)|Фото: Накануне.ru

Бывший руководитель независимого профсоюза горняков СУБРа и экс-депутат думы Североуральска Валерий Золотарев подтверждает, что реальное положение дел на предприятии зачастую расходится с описываемыми в вакансиях условиями.

"Я слышал, что рабочие вспомогательной группы получают на руки 60 тыс. рублей максимум. Хотя у меня на сегодня мало информации о заработках на СУБРе, политика предприятия долгое время склонялась в сторону того, чтобы поменьше платить. Зарплату, конечно, нужно поднимать, тем более, что внешнеэкономическая ситуация у нас другая сейчас — будет лишним объяснять, какое важное значение имеет СУБР для добычи и поставки алюминия", — говорит Золотарев в беседе с Накануне.RU.

На самом деле, в городе хватает людей, потенциально готовых трудиться на горном производстве. Однако многие предпочитают ездить по вахтам. Если же на руднике поднимут зарплату, ситуация изменится, полагает эксперт. Все-таки вахтовая жизнь приводит к распаду семей и другим тяжелым последствиям.

"Что касается зарплаты в 200 тысяч, не знаю правда это или нет. Но год назад они [СУБР] уже привозили на работу несколько десятков представителей других азиатских стран, и там, по-моему, никто не остался", — рассказывает Золотарев.

Среди всех дополнительных гарантий, которые СУБР указывает в объявлениях о поиске работников, особенно привлекательно выглядят 66 дней отпуска. Но здесь не все так просто. Раньше в условиях коллективного договора было заложено 66 дней календарных, но начиная с 2012 года, эти 66 дней стали предоставлять в зависимости от фактически отработанного времени. То есть гарантированный отпуск составляет 28 дней, как и везде, а дополнительные дни к этому сроку прибавляют исходя из фактически отработанных часов.

"Я в свое время по судам ходил по поводу этих вопросов. Сейчас все эти проблемы вылезли, и я не знаю, как предприятие будет их решать. Люди-то есть, но теперь вернуть их достаточно непросто", — говорит лидер профсоюза.

Он признает, что руднику необходимы рабочие руки, но люди все-таки хотят работать в местах, где у них есть хоть какие-то права и социальные гарантии. При этом если говорить о коллективном договоре на СУБРе, то сам по себе он один из самых лучших в Свердловской области в плане социальных гарантий. Другой вопрос — насколько исполняются его пункты.

"Я в свое время ездил по предприятиям Кузбасса, Воркуты, и там был определенный рынок труда. Людям было куда пойти. Если они видели, что на соседней шахте у другого работодателя платят лучше, то они шли туда. И работодателю приходилось задуматься о повышении зарплат. А СУБР пользовался своим статусом градообразующего предприятия — люди здесь живут, им больше пойти некуда. Вот и допользовались", — констатирует Золотарев.

Поэтому вместо завоза специалистов из других стран стоит создать условия местному населению, чтобы люди работали. Впрочем, СУБР последнее время стабильно публикует вакансии и перечисляет в них много социальных гарантий. И от этого иногда становится смешно — например, при упоминании оплаты за выслугу лет, отмечает бывший лидер профсоюза. При выходе работника на пенсию предприятие выплачивает ему N-ное количество средних заработков после того, как человек отработал 10 лет, а после 20 лет стажа выплачивается четыре или шесть зарплат.

"Когда работодатель говорит о том, что "при выходе на пенсию мы заплатим вам четыре средних заработка при условии, что вы отработали 20 лет"… Но за эти 20 лет на СУБРе еще и выжить надо", — объясняет собеседник Накануне.RU.

Он также выражает скепсис относительно пользы от привлечения на предприятие индусов. Выходцы из Индии достаточно давно работают в РЖД, но в качестве "принеси-подай", не более того. Неизвестно, спасут ли они ситуацию на СУБРе, считает эксперт. Ведь они тоже смотрят на свои трудозатраты и полученную выгоду. Поэтому не исключено, что приезжие рабочие и в этот раз надолго не задержатся.

севуралбокситруда субр шахта ново-кальинская(2015)|Фото: Накануне.ru

"Я 10 лет отработал на СУБРе в забое, у нас в основном работали местные и небольшое количество кавказцев. Особо никто [из иностранцев] не стремился на рудник, понимая опасность и вредность этого производства", — говорит Золотарев.

А в случае с индийскими мигрантами возникнет еще и дополнительная проблема в виде языкового барьера.

"Руководство СУБРа приставит к каждому индусу по переводчику? Мне прямо интересно. С каждым же не отправишь человека, чтобы он ему говорил "сделай это, сделай то", — недоумевает эксперт.

И все-таки не совсем ясно, действительно ли СУБР не может обойтись без привлечения иностранных рабочих. Если там настолько хорошие условия и высокая зарплата, почему так и не удалось закрыть потребности в рабочей силе местными? И главное, где гарантия, что прибывшие специалисты из Индии тоже не убегут оттуда через месяц? Неясно также, будет ли размер зарплаты для индийских мигрантов как-то отличаться от суммы, которую получают сотрудники с гражданством РФ. Последний вопрос Накануне.RU адресовало СУБРу. Но на момент публикации ответ получить не удалось.



Андрей Казаков