Аналитика


Теряем Закавказье: переговоры в США угрожают историческим позициям России
Политика | В России | В бывшем СССР | За рубежом

Дональд Трамп опять играет в миротворца, теперь в исконно российской зоне интересов — в закавказском узле. Почему вообще Армения и Азербайджан ведут переговоры по мирному договору под эгидой США? Эти дипломатические усилия, по мнению экспертов, могут окончательно перекроить геополитическую карту региона в ущерб российскому влиянию. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.

Закавказье, традиционно считавшееся зоной российского влияния и стабильности, переживает глубокую геополитическую трансформацию. Внутренние конфликты и активность внешних игроков, прежде всего США и Турции, ослабляют позиции Москвы и формируют вокруг нее менее дружественное окружение. Утрата Нагорного Карабаха и перспектива создания Зангезурского коридора угрожают не только экономическим интересам России, но и ее безопасности, подрывая ее роль в ключевых международных структурах.

Ильхам Алиев, Владимир Путин, Никол Пашинян(2022)|Фото: kremlin.ru

И Ереван, и Баку теперь явно предпочитают Вашингтон Москве в качестве главного посредника в мирном процессе, что отражает давнюю, внепартийную линию США в регионе. Для Азербайджана сближение с Западом исторически связано с контролем над каспийскими ресурсами. Конфликт на Украине стал катализатором: Вашингтон и Анкара используют его для усиления антироссийских настроений, пугая соседей возможной экспансией Москвы.

Зангезурский коридор, который теперь собираются скромно величать как "Международный путь мира и процветания Трампа", стратегически привлекателен для США, Турции и НАТО, также он открывает путь для пантюркистских проектов по объединению тюркских республик – идеи, восходящей к началу XX века. Российскому бизнесу грозит выдавливание из района, что усугубит экономические, политические и военные потери Москвы и может привести к формированию сплошного антироссийского пояса от Южного Кавказа до Центральной Азии.

Переговоры без участия Кремля – тревожный сигнал об утрате Россией статуса главного гаранта стабильности в зоне ее жизненных интересов. Армения ищет хоть какой-то гарантии безопасности после поражения в Карабахе, тогда как Азербайджан, десятилетиями сближавшийся с Анкарой и Западом, намерен закрепить победу и реализовать инфраструктурные амбиции через Зангезур, считает эксперт Накануне.RU историк, политолог Аджар Куртов.

Коллаж, Трамп, Путин, геополитика(2025)|Фото: Накануне.RU

Он поясняет, что активность администрации Трампа в вопросах “мирных переговоров” – не личная инициатива президента, а закономерное продолжение многолетней стратегии США. "Это многолетняя политика Соединенных Штатов Америки. И при прежних президентах, и для будущих президентов это рабочая стратегия, она будет продолжаться, потому что Россия — это всегда геополитический противник, как бы ни льстили сейчас в чем-то Москве", – подчеркивает Куртов.

Эксперт напоминает о глубинной связи региона с Россией: "Это регион, куда Россия пришла несколько веков назад и навела там порядок". До этого территория была ареной столкновений Турецкой и Персидской империй, страдала от междоусобиц и грабительских набегов. Приход Российской империи принес "относительный мир и благополучие", способствовал экономическому развитию. Северные рынки открылись для закавказских товаров, "продукты северского хозяйства стали весьма востребованы". Советский период укрепил эту связь, обеспечив высокий по меркам Союза уровень жизни в республиках.

Распад Советского Союза стал точкой отсчета утраты российского контроля над регионом. Аджар Куртов указывает на символическую и фактическую сторону процесса: смену терминологии ("Закавказье" на "Южный Кавказ", "Средняя Азия" на "Центральную Азию"), серию кровавых конфликтов (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, мятежи в Азербайджане), сопровождавшихся "антироссийской риторикой новых властей". Российские войска ушли из Азербайджана и Грузии, оставаясь лишь в Армении.

"Руководство Азербайджана проводило политику, которая имела известную долю антироссийской направленности и в экономике", – напоминает эксперт, приводя в пример строительство нефте- и газопроводов (Баку-Тбилиси-Джейхан) в обход России и сближение с Турцией в военной сфере.

Потеря Нагорного Карабаха (Арцаха) воспринимается экспертом как глубоко трагическое, но, увы, не окончательное событие для армянского народа, имеющего долгую историю территориальных потерь.

"Армяне много территорий теряли в своей истории. Сейчас они потеряли Нагорный Карабах. И скорее всего, этой потерей не закончатся трагические события для армян", – констатирует Куртов.

Армянская диаспора, значительная часть которой находится за пределами родины и которая вложила средства в Карабах, в массе своей не поддерживает текущее соглашение с США. Для нас же ключевая геополитическая угроза, по мнению эксперта, кроется в планах создания Зангезурского коридора. Этот проект крайне привлекателен для США, Турции и НАТО, им он видится как путь соединения тюркских республик с Турцией, исповедующей пантюркизм.

"Это давние планы, они их пытались реализовать еще в начале прошлого века. Турецкие войска пытались тогда приобрести не только Азербайджан, но и территорию Грузии и территорию Армении", – напоминает Аджар Куртов.

Современная реализация коридора, прежде всего военного назначения ("возможность военных коммуникаций"), создаст прямую угрозу для Ирана и замкнет антироссийское кольцо по периметру Южного Кавказа и Центральной Азии.

Потенциальное соглашение грозит прямыми экономическими потерями для России.

"Вполне возможно, российский бизнес оттуда будет выдавлен принудительным административным путем. Мы понесем не только политические и военные, но и вполне ощутимые экономические потери", – прогнозирует Аджар Куртов, упоминая месторождения в зоне коридора, где сейчас задействованы российские компании.

Ослабление позиций России в этом "чувствительном и взрывоопасном регионе мира" негативно скажется на эффективности международных структур, где Москва играет ключевую роль: ШОС, ЕАЭС и БРИКС.

Трудно не испытывать глубокого сожаления, наблюдая, как регион, веками интегрированный в российское политическое, экономическое и культурное пространство, регион, куда Россия принесла стабильность и развитие, ускользает из сферы ее влияния. Усилия США и Турции, подогретые украинским конфликтом для "разжигания антироссийских настроений", могут увенчаться успехом. Смена вектора Армении и Азербайджана на сотрудничество с Вашингтоном в миротворческом процессе говорит именно об этом.

"Это будет достаточно чувствительное изменение международной обстановки в худшую сторону как для Москвы, так и для Тегерана", – резюмирует Аджар Куртов.

Итогом вашингтонских переговоров может стать не просто потеря отдельного региона, а фундаментальный сдвиг в балансе сил на Южном Кавказе, где историческая роль России рискует быть окончательно перечеркнута в угоду интересам новых игроков. Геополитическая мозаика региона складывается в картину, все менее благоприятную для Москвы.



Елена Рычкова