Аналитика


"Территориальный обмен": Запад прощупывает почву перед саммитом на Аляске
Политика | В России | В бывшем СССР | За рубежом

На фоне заявлений Дональда Трампа о планируемой встрече с Владимиром Путиным на Аляске 15 августа, в западных медиа и дипломатических кругах активизировались спекуляции о возможных сценариях мирного урегулирования на Украине. Центральное место в этих дискуссиях занял гипотетический "обмен территориями". Подробнее об этих сценариях — в материале Накануне.RU.

Дональд Трамп, позиционируя себя как ключевого миротворца и заявляя о своих "усилиях" на этом пути, очевидно, стремится к внешнеполитическому успеху, способному укрепить его внутриполитические позиции. На фоне подготовки к саммиту Трампа и Путина на Аляске (которую Российская Империя когда-то продала Штатам по бросовой цене, уступив территорию так легко), в западном медиа-пространстве активно муссируется тема нового возможного "территориального обмена" как элемента гипотетического мирного урегулирования по Украине.

Коллаж, Россия, США, белоголовый орлан, бурый медведь(2025)|Фото: Накануне.RU

Надо заметить, что исторически попытки урегулирования (Минские соглашения, Стамбульские переговоры весны) проваливались из-за нежелания/неспособности Киева выполнять взятые обязательства и из-за отказа учитывать новые территориальные реалии. И верить в осуществимость "обменов" крупными, стратегически важными и уже конституционно закрепленными за Россией территориями, оснований нет, а подобные вбросы скорее являются попыткой прощупать реакцию, посеять сомнения и оказать давление на переговорный процесс, перспективы которого перед саммитом в Анкоридже остаются крайне туманными.

Вообще, картина складывается противоречивая. С одной стороны, постоянный представитель США при НАТО Мэттью Уитакер допустил возможность территориального обмена между Россией и Украиной при "обоюдном согласии и четком военном аргументе", упомянув работу технических групп, обсуждающих, "какие земли могут быть обменены". При этом он оговорился, что "никакие большие территории, которые не были отвоеваны на поле боя, не передаются просто так", но тут же напомнил, что согласие сторон "может спасти тысячи жизней".

Одновременно в СМИ появились детали предполагаемого "мирного плана", по которому Украина отказывается от Донбасса в обмен на прекращение Россией наступательных операций в Запорожской и Херсонской областях. Эти инициативы встретили резкое неприятие и в Киеве, и в Брюсселе. Европейские лидеры (Франция, Германия, Польша, Великобритания) в совместном заявлении подчеркнули: "Мир не может быть построен без участия Украины". Предложения российской стороны, озвученные в переговорах и включающие признание контроля РФ над Крымом и Донбассом, а также замораживание линии фронта, ранее были отвергнуты.

Политолог Сергей Марков в беседе с Накануне.RU охарактеризовал обсуждаемый "территориальный обмен" как нейтральный компромисс, не выгодный ни одной из сторон. Он подчеркнул, что Донбасс уже является частью России по закону, а гипотетическая передача Украине Херсонской и Запорожской областей (7 тыс. кв. км) в обмен на отказ Киева от претензий на Донбасс (1.5 тыс. кв. км) неприемлема, поскольку российская армия продолжает наступление. Марков заявил, что разницу в 5.5 тыс. кв. км можно ликвидировать силой "за 10 месяцев", а уступка таких городов, как Славянск или Краматорск, не компенсирует потерю стратегической Кинбурнской косы.

"Обмен территориями — средний. Не в пользу России, не в пользу Украины. ДНР — часть России по нашему закону. Передача 7 тыс. кв. км [Херсон, Запорожье] в обмен на 1.5 тыс. кв. км [Донбасс] не сбалансирована. Российская армия наступает темпом 500 кв. км в месяц — разницу покроем за 10 месяцев. Это очень ущербный для России обмен. Компромиссом был бы лишь возврат Херсона. Обсуждать на Аляске стоит только Кинбурнскую косу — она стратегически ценнее всех городов Донбасса, вместе взятых".

Эксперт также осудил позицию ЕС и "режим военного преступника Зеленского", отвергающий даже этот невыгодный для Москвы вариант, что свидетельствует, по его мнению, об отсутствии воли к компромиссу у Киева. На вопрос, следует ли России соглашаться на такие условия, Марков ответил категорично: "Нет. Нужно требовать возврата Херсона".

Военный эксперт Константин Сивков в беседе с Накануне.RU дал еще более жесткую и негативную оценку самой идее территориального обмена. Он аргументировал это тем, что поставленные цели СВО – демилитаризация и денацификация Украины – таким путем не достигаются, а Запад продолжит вооружать Киев, при этом контроль над Донбассом и Приднестровьем не усилится. Последствия такого мира-поражения, по мнению эксперта, могут стать катастрофическими: резкое падение авторитета России на мировой арене, усиление угроз после уже понесенных потерь на Южном Кавказе и тяжелейшие внутренние потрясения в обществе.

"Этим “обменом” решается задача демилитаризации Украины, которую провозгласил президент Путин? Нет, не решается, поскольку Запад, Европа сказали, что будут продолжать вооружать Украину. Решается задача демилитаризации Украины таким образом? Тоже нет. Дальше что? Мы получаем доступ, дипломатизируем Донецкую, Луганскую, Приднестровье? Получается, что нет. То есть мы на это не пойдем. Если будет вариант обмена территорий, то это будет означать военно-политическое поражение России”, — говорит Константин Сивков.

Активная часть российского общества, по мнению эксперта, такой мирный договор воспримет как украденную победу.

Нашивка с буквой Z и триколором на одном из стендов форума "Патриоты Урала" в Верхней Пышме(2024)|Фото: Накануне.RU

"Резко усилятся угрозы. Потому что только что, совсем недавно, Россия потерпела еще одно тяжелое военно-политическое поражение. Будем надеяться, это лишь стратегическое, а не геополитическое поражение. Мы потеряли Южный Кавказ. Теперь Южный Кавказ находится под контролем США и Израиля. Речь идет об Азербайджане и Армении. Таким образом, два подряд тяжелых, серьезных военно-политических поражения – это резкое падение авторитета России в мире. Поэтому я очень надеюсь, что этот вариант, который предлагается, не будет реализован", — говорит Сивков.

Эксперт выразил надежду, что руководство России не пойдет на такой шаг. Обмен территориями не произойдет и отчасти из-за позиции Зеленского, для которого подобное соглашение также чревато потерей власти и репутации. Сивков считает, что подобный мир выгоден лишь "пятой колонне", заинтересованной в подчинении Западу. Итог его анализа однозначен: реализация сценария обмена территориями станет для России "военно-политическим поражением" с далеко идущими дестабилизирующими последствиями.

Можно только надеяться, что западные вбросы о "территориальном обмене" между Россией и Украиной в преддверии саммита в Анкоридже – это скорее инструмент давления и зондаж общественного мнения, чем отражение реальных переговорных позиций. Различные эксперты внутри России уверены, что сценарии "размена" крупных, стратегически важных и уже конституционно закрепленных за Россией регионов не имеют практических шансов.

И, скорее всего, повестка встречи на Аляске будет куда прозаичнее медийных спекуляций: Трамп и Путин обсудят заморозку линий фронта как временную меру, гуманитарный вопрос и обмен пленными, снижение рисков по ядерному оружию и приемлемый формат вовлечения в будущие переговоры Украины, если последняя признает новые территориальные реалии.



Александр Назаров