Аналитика


Форменное безобразие: о сборах в школу
Общество | В России

Накануне учебного года Россия получила новый ГОСТ на школьную форму, вступивший в силу с 1 июля 2025 года. Документ, разработанный Минпросвещения, мгновенно стал центром общественных обсуждения, хотя формально регламентирует лишь требования к тканям, а не к фасонам или цветам. На этом фоне меркнет даже новость о том, что стоимость базового комплекта первоклассника взлетела до 16 500 рублей — на 7% выше прошлогоднего уровня. Подробнее о том, нужна ли в школах форма и сколько будет стоить подготовиться к 1 сентября, читайте в материале Накануне.RU.

Новый ГОСТ, утвержденный еще в августе 2024 года, но вступающий в силу только 3 сентября 2025 года, стал катализатором ожесточенных споров. Маркировка "соответствует ГОСТ" должна стать для родителей ориентиром, отличающим настоящую школьную форму от "суррогата" для краткосрочной носки. Однако интернет взорвали фотографии с пресс-конференции, где тверская фабрика представила образцы: бордовые платья с кружевными жабо для девочек и строгие синие костюмы для мальчиков. Эти кадры, хоть и не являющиеся предписанием ГОСТа, спровоцировали волну критики.

Несмотря на пояснения чиновников, что это лишь пример исполнения из соответствующей ГОСТу ткани, фото вызвали волну возмущения в соцсетях. Пользователи язвили о "стиле из “Служебного романа", отмечали, что наряды "старят школьников", хотя другие находили их "элегантными и парадными". Но речь была только о тканях…

Минпросвещения еще раз озвучило, что цель ГОСТа — гарантировать, что одежда, в которой дети проводят 5-10 часов ежедневно, не превращается в "скафандр", то есть ткань "дышит", отводит влагу и гипоаллергенна. Однако общество, спровоцированное визуальной демонстрацией, заговорило о куда более фундаментальных вещах: нужна ли России школьная форма как таковая и во что обходится семье одежда для школы сегодня и без всяких ГОСТов?

Эти дебаты имеют глубокие корни. В памяти многих — советская школьная форма, символ эпохи. Ее коричневые платья с фартуками и синие костюмы воспринимались как данность, а порой и как элемент гордости. Они шились "на века" из прочных материалов, стирая социальные различия. Сейчас подобную, но совсем другую функцию форма выполняет и в престижных учебных заведениях Запада — от английских школ-пансионов с их визитными гербами до американских частных академий, где строгий дресс-код подчеркивает принадлежность к элитарному сообществу.

Дискуссия выявила глубокий раскол в обществе. Исполнительный директор Национального родительского комитета Юрий Оболонский и омбудсмен в сфере образования Амет Володарский видят в единой форме инструмент дисциплины, профилактики буллинга и формирования школьной идентичности. Володарский, опираясь на свой опыт директора школы, привел пример: "Брендозависимость делит класс детей по социальному признаку. И по этому социальному признаку начинался буллинг".

Он подчеркивает, что единая форма для всей страны не нужна, но каждая школа должна выбирать свой стиль совместно с учениками и родителями. Оболонский добавил, что в кадетских школах и престижных гимназиях единообразие "подчеркивает стиль, улучшает дисциплину и вызывает гордость".

Оппоненты такого мнения, среди которых звездный стилист и дизайнер бренда SiË Селена Сироткина, категоричны: "Требование одинаковой одежды убивает индивидуальность... Загонять детей в рамки бессмысленно".

Она считает аргумент о борьбе с социальным расслоением несостоятельным: дети все равно найдут другие способы выделиться (кроссовки, телефоны), а форма лишь вводит их в "самообман" перед лицом реального социального статуса. Личный опыт буллинга заставил ее заявить: "А если бы у меня не было возможности самовыражаться (через одежду), кем бы я была тогда?"

дети(2019)|Фото: Накануне.RU

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская поддерживает тезис, недоумевая, почему в дискуссиях о форме подростков не спрашивают вовсе: "Они очень умные, они очень сообразительные, очень творческие люди". Она связала проблему с более широким контекстом: чтобы дети хотели носить форму, они должны гордиться своей школой, а школа — уважать их.

Парадокс времени в том, что современные подростки вопреки страхам взрослых давно отошли от вульгарности в одежде (что было явно модно в 90-ые с короткими юбками и топами, оголяющими живот), зачастую сами дети сейчас тяготеют к сдержанности. Они предпочитают удобные, не обтягивающие силуэты, оверсайз, сознательно избегая излишней откровенности. Однако предложения дизайнеров по созданию "модной" формы, по словам первого зампреда комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяны Буцкой, часто "утяжеляют" ценник: "Там, где мы говорим “дизайнерская одежда”, чек умножай на два, а то и на три". Буцкая предлагает амбициозный выход — систему "социального рубля".

Что касается социального расслоения, то тут не то, что школьники, но и сами родители чувствуют экономический буллинг. Ценник подготовки к школе остается больным вопросом. Помимо формы, родители тратятся на учебники, канцелярию, рюкзак, — кстати для него тоже определен вес по ГОСТу: до 700 г для началки, до 1 кг для старших классов.

Первый зампред комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая озвучила план "социального рубля": централизованные закупки качественной формы по ГОСТу у российских производителей для 2 млн детей из многодетных семей (на сумму около 20 млрд рублей). Это, по ее мнению, удешевит продукт за счет масштаба и поддержит отечественного производителя.

Директор департамента стандартизации Роскачества Джули Назарова подтвердила, что ГОСТ поможет развивать импортозамещение. Однако она предупредила: пока сертификаты соответствия новому ГОСТу есть лишь у единиц производителей. Родителям в этом сезоне советуют внимательно читать этикетки, избегая одежды с пометками "для краткосрочной носки" (до 3 часов) и выбирая натуральные ткани. Назарова привела данные Роскачества: частые нарушения в школьной одежде — низкая воздухопроницаемость ("не дышит"), плохая гигроскопичность (не отводит влагу), что и приводит к "эффекту скафандра", и недостаточная износостойкость.

Все эксперты сходятся в одном: качество и комфорт для формы критически важны. Идеальным решением выглядит предложение Володарского: каждая школа выбирает свой стиль формы в определенных рамках, активно вовлекая в этот процесс учеников и родителей, а ГОСТ гарантирует безопасность "второй кожи" школьника. Однако путь от идеи до гардероба, устраивающего и чиновников, и родителей, и самих детей, обещает быть долгим. Как резюмировал Юрий Оболонский: "Школьная форма — это благодатная тема для дискуссий. Важно найти баланс между индивидуальностью и упорядоченностью".

Пока страна спорит о фасонах и цветах гипотетической "единой" формы, которой нет и не предвидится (федеральный закон оставляет выбор за школами), государство сосредоточено лишь на ткани, а иногда на ее цене. Новый ГОСТ — шаг к здоровью школьников, но качественная, "дышащая" ткань стоит дорого, как и весь набор к 1 сентября. За высокими словами о дисциплине, равенстве и самовыражении для родителей по-прежнему остро звучит простой вопрос: как собрать ребенка в школу, не разорившись, и будет ли ему в этой одежде хоть немного удобно?



Елена Рычкова