Крупнейшие производители сырого молока предупреждают о падении рентабельности на 15–20% из-за реформы господдержки. Минсельхоз в 2025 году начал перераспределять ключевые субсидии отрасли, смещая приоритет с крупных холдингов на малые и средние хозяйства, а также на племенное животноводство и новые инвестпроекты. Фермеры уже говорят о том, что господдержки лишатся поставщики, обеспечивающие до 20% всей продукции. Как следствие, потребителей ждет очередной скачок цен на базовый продукт питания, который за последние шесть лет и так подорожал в четыре раза. Подробности — в материале Накануне.RU.
Расходы на производство молока продолжают расти. По данным ассоциации "Союзмолоко", в 2024 году себестоимость продукции в России выросла на 9%, а средняя цена в октябре достигла 37,8 руб./кг (+23,5% к 2023 году). Основные причины — подорожание кормов, энергоресурсов и дизельного топлива.
Для поддержки отрасли действуют компенсационные субсидии, рассчитываемые на 1 кг молока. Размер субсидии устанавливается регионами и зависит от наличия перерабатывающего цеха, продуктивности молока и категории предприятия. Так, в Саратовской области ставка достигала 0,384 руб./кг с коэффициентом для перерабатывающих цехов. Субсидии предоставляются сельхозпроизводителям и ЛПХ с НПД на конкурсной основе, с обязательным сохранением поголовья и выполнением региональных требований.
Однако в следующем году Минсельхоз предлагает очередное нововведение — отказ от прежней схемы "литровой" субсидии для крупных игроков, производящих значительную часть сырого молока в стране. Теперь эта мера будет настраиваться адресно, с акцентом на малых производителей, самозанятых с личными подсобными хозяйствами, научные и образовательные организации. Крупные компании рискуют полностью выпасть из части программ. Одновременно меняются условия льготного кредитования: для "старых" займов допустим рост ставки для заёмщика до 50% ключевой, а также однократная пролонгация. Это означает, что при высокой ключевой ставке кредиты становятся ощутимо дороже.
Минсельхоз намерен направить высвобождающиеся средства на развитие племенной базы, поддержку малых и средних форм хозяйствования, финансирование новых инвестиционных проектов, а именно, строительство и модернизацию ферм. По оценкам представителей союза производителей, реформа затронет компании, обеспечивающие до 20% всего объема сырого молока в России. Среди возможных последствий участники рынка называют сокращение темпов модернизации ферм и расширения стад, удорожание заёмных средств и перенос крупных инвестпроектов, потенциальный рост отпускных цен на молоко и молочную продукцию.
По словам одного из участников рынка АПК Свердловской области, Минсельхоз с 2026 года планирует "скорректировать подход к субсидиям на 1 кг обеспеченного молока", сузив круг получателей. Он отметил, что в России зарегистрировано около 6400 организаций, занимающихся производством сырого молока, но реально функционируют лишь порядка 2400, не считая индивидуальных предпринимателей.
"Крупных молочных предприятий всего 39, а остальные — малые и средние. При этом разрыв в рентабельности (ключевом показателе устойчивости) между крупными и микропредприятиями весьма существенный. К примеру, крупные переработчики имеют рентабельность около 18% при доле в 32% производства, средние — 12% при доле 24%, а малые — 5% при доле 38%. Микропредприятия находятся в глубоком убытке — минус 253%, хотя их доля всего 6%. Поэтому крупные игроки уже способны функционировать без прямых господдержек, поскольку влияние субсидии на их рентабельность составляет всего 2–3%. В то же время исключение таких предприятий из числа получателей субсидий может сэкономить бюджету до 20–30 млрд рублей в год", — пояснил инсайдер.
Он отметил, что ограничение доступа к помощи для малых и средних предприятий "затронет в разы больше людей", ведь их доля в производстве молока превышает 65%. Это, по его словам, создает "риски для продовольственной безопасности и стабильности в регионах".
Председатель "Союза предприятий по переработке молока Свердловской области" Игорь Пехотин добавил, что региональный рынок при этом с каждым годом наращивает обороты и экспортирует все больше уже переработанной продукции в другие субъекты. Это влечет необходимость наращивания мощностей на всех звеньях производственной цепочки.
"Все крупные заводы мощностью более 100 тонн в сутки имеют планы по расширению. Однако основные меры поддержки сосредоточены на производителях сырого молока, а неподъемные кредиты сейчас задерживают отрасль. Поэтому переработчики также заинтересованы в доступе к субсидируемым займам. Пока же мы получаем небольшие компенсационные выплаты на переработку (около 80 млн рублей на всю область) и компенсации за приобретение оборудования по маркировке", — резюмировал эксперт.
Минсельхоз в ответ на это указывает, что рентабельность молочного животноводства в 2024 году превысила 28% даже без субсидий. Это, по мнению ведомства, оправдывает перераспределение в пользу более уязвимых участников рынка.
Изменения в механизме господдержки молочной отрасли описаны в пресс-заявлениях Минсельхоза РФ, однако на данный момент они не закреплены в нормативно-правовых актах. Масштабное перераспределение субсидий планируется оформить, например, в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, утверждаемых постановлением Правительства РФ. Тем не менее, региональные бюджеты уже начали адаптироваться, закладывая больший объём помощи для фермеров без собственной переработки и для племенных хозяйств. Для потребителей ключевой вопрос — сможет ли усиление "снизу" компенсировать возможное замедление инвестиций "сверху". Ответ станет очевиден в ближайшие два-три года, когда начнут действовать новые правила.
К примеру, в Свердловской области в 2023 предоставлялась поддержка на возмещение части затрат на собственное производство молока. Размер субсидии составлял 3 рубля за литр произведённого молока, а в северных районах региона — 3,50 рубля за литр. Общий объём государственной поддержки молочной отрасли в Свердловской области в 2023 году составил более 2,2 млрд руб. Дополнительно, по решению губернатора, было выделено более 350 млн рублей, которые распределялись между 169 аграрными предприятиями региона. Однако уже в декабре 2024 года экс-губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предлагал сократить объемы государственной поддержки молочной отрасли, если производители не будут соблюдать условия субсидирования. В частности, он выразил недовольство тем, что местные фермеры, получающие субсидии на производство молока, реализуют свою продукцию в другие регионы, вместо того чтобы поставлять ее на местные перерабатывающие предприятия.
Вместе с тем, несмотря на господдержку, молоко демонстрирует динамичный рост в рознице. По данным Росстата, если в январе 2019 года литр пастеризованного молока стоил в среднем 24,6 рубля, то к декабрю 2023 года цена достигла 57 рублей, увеличившись более чем в два раза. Данные за 2024 год официальная статистика пока не проанализировала, однако в 2025 году стоимость литра молока на полке в супермаркете начинается примерно от 100 рублей. Основные причины — рост себестоимости производства, подорожание кормов, энергоресурсов и дизельного топлива, а также сокращение поголовья коров и рост спроса на молочную продукцию.
Также заметный скачок цен в конце 2021 года был обусловлен введением маркировки на молочную продукцию, которую власти объясняли заботой о благополучии населения и необходимостью жесткого контроля за качеством и происхождением товаров. По оценкам экспертов, на тот момент одна только маркировка дала порядка 10% в общем росте стоимости молока в рознице.