Жители Свердловской области стали получать массовые SMS и электронные письма с информацией о деятельности врио губернатора Дениса Паслера, вызывающие вопросы о границах предвыборной агитации. Рассылки с "дайджестом новостей" и ссылками на сайт кандидата похожи на спам и привлекли внимание экспертов к использованию персональных данных. Подробности — в материале Накануне.RU.
Жители Свердловской области стали получать "информационную рассылку" о деятельности врио губернатора Дениса Паслера, по форме напоминающую спам и предвыборную агитацию. Сообщения с "дайджестом новостей Свердловской области" стали приходить людям на электронную почту. При этом центральной фигурой таких сообщений выступает глава региона Денис Паслер.
Кроме того, на мобильные номера жителей региона стали приходить SMS с текстом: "Друзья! Заходите — изучайте — предлагайте!" и ссылкой на сайт кандидата дениспаслер.РФ. Сам сайт представляет из себя простой "одностраничник", содержащий информацию о политической программе, биографию, фотографии, а также возможность подать свое предложение.
Интересно, что в отправителях SMS-рассылки указывается InfoER.
Ранее отправитель упоминался на форумах и платформах, таких как BolshoyVopros.ru и Mail.ru в контексте выборов президента 2018 и 2024 года. Например, один из пользователей написал: "Сегодня на мой моб. телефон… пришла смска от InfoER с текстом: "Спасибо. Ваш голос был важен. Сильный президент-сильная Россия!"
В другом обсуждении на Mail.ru ("Ответы") в тот же период пользователи упоминали, что получили такие СМС, даже если не участвовали в выборах: "Я вообще не ходила на выборы… 19 марта получаю sms-ку, 25 марта — повторную. Спасибо. Ваш голос был важен. Сильный президент — сильная Россия". Кроме того, встречаются упоминания о деятельности и партийных мероприятиях "Единой России". Откуда у инициаторов рассылок личные данные жителей области и получили ли они согласие на использование такой информации — неизвестно.
Эксперты отмечают, что использование массовой рассылки в качестве политтехнологии может как незначительно помочь, так и навредить кандидату в случае чрезмерной назойливости. Политолог Павел Салин и вовсе считает, что львиную долю кампании в современной России делает административный ресурс.
"Следует учитывать контекст и содержание рассылки. Сама по себе технология, если ее применять грамотно, может немного помочь. Основной элемент кампании сейчас, который гарантирует успех — это административный ресурс во всех его проявлениях. Но если к нему приложить грамотно примененные политтехнологии, лишним это не будет, это может принести дополнительные голоса", — резюмировал собеседник Накануне.RU.
Политолог Анатолий Гагарин добавил, что такого рода технологии стали уже традиционными, хотя и могут вызвать отрицательную реакцию у наиболее настороженных граждан. По его словам, к ним относятся те, кто очень щепетильно относится к своим персональным данным.
Юристы же указывают, что массовая рассылка сообщений без согласия граждан в российском праве может квалифицироваться сразу по нескольким направлениям. Во-первых, по закону "О рекламе" любая реклама, распространяемая через сети связи (SMS, электронная почта, мессенджеры, звонки-роботы), допускается только при наличии предварительного согласия абонента. При его отсутствии рассылка признается ненадлежащей рекламой, то есть спамом. За это предусмотрена административная ответственность: штрафы для юридических лиц могут достигать 500 тысяч рублей. Во-вторых, в период избирательных кампаний подобные действия могут расцениваться как незаконная агитация. Однако в данных случаях, как правило, очень сложно доказать рекламный или агитационный характер сообщения. В-третьих, использование телефонных номеров и электронных адресов без согласия владельцев нарушает закон "О персональных данных".
Остается добавить, что на сегодня свердловский облизбирком зарегистрировал пять кандидатов, среди них Денис Паслер ("Единая Россия"), Андрей Кузнецов ("Справедливая Россия – за правду"), Александр Ивачев ("КПРФ"), Рант Краев ("Новые люди") и Александр Каптюг ("ЛДПР").
Кандидаты на досрочных выборах губернатора Свердловской области уже представили первые финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств избирательных фондов. Самый большой фонд ожидаемо оказался у Дениса Паслера — 25 млн рублей, он полностью сформирован за счет партийных средств. Собственных вложений кандидат не делал. При этом на кампанию уже потрачено 13,55 млн рублей, почти все из которых пошли на изготовление и распространение агитационных материалов. Остаток на счету — 11,45 млн рублей.
Расходы Андрея Кузнецова и Александра Ивачева оказались скромнее. Каждый из них получил от своей партии чуть менее 1 млн рублей. Деньги ушли на консультационные услуги и агитационные материалы. Бюджет Ранта Краева составил 8,2 млн рублей, среди которых собственные средства, партийное финансирование и пожертвование юридических лиц. Больше половины фонда было потрачено на публичные мероприятия. Самый маленький избирательный фонд оказался у Александра Каптюга — всего 249,3 тыс. рублей. Он был полностью сформирован за счет собственных средств.