Цены на бензин на Санкт-Петербургской бирже вновь побили рекорды, достигнув отметки в 80 510 рублей за тонну. Правительство ввело ограничения на экспорт топлива, пытаясь стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Однако эксперты предупреждают: сезонный рост спроса, высокая ключевая ставка и сложная логистика неизбежно приведут к подорожанию топлива на заправках. Вопрос лишь в том, насколько болезненным окажется этот удар для потребителей и всей экономики. Подробнее о ситуации на топливном рынке — в материале Накануне.RU.
Очередной виток ценовой лихорадки на топливном рынке России стал логичным продолжением многолетней истории. Рекордные 80 510 рублей за тонну АИ-95 демонстрируют системные проблемы отрасли, которые год за годом приводят к одним и тем же последствиям. Летний сезон традиционно сопровождался ростом спроса: отпускные поездки, дачные маршруты, активизация грузоперевозок. В этом году к сезонным факторам добавились: высокая ключевая ставка, сделавшая хранение запасов нерентабельным, и сложности с логистикой.
В результате независимые заправки и небольшие нефтебазы работают "с колес", создавая ажиотаж на бирже и толкая цены вверх.
Заместитель председателя Наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев называет августовский рост цен "прогнозируемым, как снег зимой". Он обращает внимание на то, что биржевые котировки — лишь один из 365 ценовых параметров года и не всегда напрямую влияют на розницу. Однако эксперт признает: нынешняя ситуация уникальна из-за дорогих кредитов.
"При ставке, которая была, физически в рынок выходили кредиты по стоимости 30 и более процентов годовых. Создавать запасы в низкий сезон, чтобы продать в высокий, было нереально", — поясняет Гусев.
Это привело к тому, что участники рынка лишились "подушки безопасности" и вынуждены покупать топливо здесь и сейчас, создавая ажиотаж.
Научный сотрудник Финансового университета Станислав Митрахович видит в сложившейся ситуации классическое "дежавю". Он напоминает, что ограничения на экспорт вводятся уже не в первый раз и похожи на "сериал, который повторяется каждый год". Эксперт указывает на парадокс: рост цен на топливо — это и признак экономической активности.
"То, что люди у нас могут ездить в путешествия, на дачи, означает, что у людей есть деньги. Это оборотная сторона некоторого экономического успеха", — отмечает Митрахович.
Однако он предупреждает: если слишком долго сдерживать цены административными методами, то это ударит по качеству и доступности топлива, особенно в регионах.
Автоэксперт Дмитрий Золотов предлагает смотреть на проблему шире. Он напоминает, что стоимость топлива в России все еще ниже, чем во многих странах Европы. Если же заправить железного друга — непосильная задача, то он призывает потребителей рассматривать альтернативы — от перехода на общественный транспорт до установки газового оборудования.
"Если потребитель не делает разумный выбор, а ждет решения от государства, то это не совсем правильно", — считает Золотов. В то же время он признает: для многих семей автомобиль — не роскошь, а необходимость, особенно в регионах с плохо развитой транспортной инфраструктурой.
Общий вывод экспертов неутешителен: рост цен на бензин — это системная проблема, которую нельзя решить разовыми ограничениями на экспорт. Высокая ключевая ставка, сложная налоговая система, зависимость от сезонного спроса и необходимость балансировать между интересами производителей и потребителей создают ситуацию идеального шторма. Ограничения на экспорт, введенные правительством, могут ненадолго замедлить рост цен в рознице, но осенью нефтяные компании неизбежно начнут "отыгрываться", компенсируя потери.
Потребителям же остается лишь смириться с тем, что бензин будет дорожать — пусть и не так быстро, как на бирже, но неуклонно и предсказуемо.