Аналитика


Стипендия в 2224 рубля: как государство готовит голодных, но мотивированных специалистов
Образование | В России

Российские студенты оказались в финансовой ловушке: государственная стипендия не покрывает даже базовых потребностей, а подработка часто идет в ущерб учебе. Инициатива повысить выплаты до уровня МРОТ столкнулась с вопросом финансирования и разным пониманием роли стипендии — то ли это социальная поддержка, то ли плата за будущие кадры. Пока чиновники ищут деньги, студенты вынуждены выбирать между учебой и выживанием. Подробнее о ситуации — в материале Накануне.RU.

Поводом для дискуссии стало предложение уполномоченного по правам ребенка в Татарстане Ирины Волынец поднять минимальную стипендию до 22 тысяч рублей — уровня МРОТ. Сейчас базовая ставка составляет 2224 рубля, и даже планируемое увеличение до 3340 рублей выглядит каплей в море на фоне реальных расходов студентов. Исторически стипендия в России рассматривалась как стимул и поддержка, но сегодня ее размер потерял всякий смысл.

В советское время выплаты позволяли если не жить, то хотя бы существовать, особенно при бесплатных общежитиях, низких ценах на базовые продукты и возможности подработать в стройотрядах. Сейчас же, по данным экспертов, даже повышенные стипендии — например, президентская в 30 тысяч рублей — доступны лишь единицам из миллионов студентов.

Уполномоченный по правам ребенка в Республике Татарстан Ирина Волынец жестко критикует текущую систему: "Всегда студенты получали стипендию, которой было достаточно для того, чтобы жить. Сегодня троечник не получает ни копейки от государства".

При этом Волынец настаивает, что стипендия должна быть не привилегией, а нормой для всех студентов, особенно в сложных с точки зрения обучения специальностях: "Есть такие вузы, как медицинский, инженерный, где учиться очень сложно. Студенты спят по 5-6 часов в сутки, ни о какой подработке речь идти не может".

Она предлагает дифференцированную систему: минимальный МРОТ для троечников, полуторный размер для хорошистов и двойной — для отличников.

Студенты в актовом зале Уральского федерального университета в Екатеринбурге(2024)|Фото: Накануне.RU

Председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак поддерживает инициативу, напоминая, что еще в 2011 году на встрече с президентом поднимал вопрос о нищенских размерах стипендий. Он апеллирует к закону о профсоюзах, где сказано, что "на время учебы место учебы является основным “местом работы” студента". То есть идти после пар еще и работать — это все равно, что работать круглые сутки на двух работах, без отдыха, и где тогда найти силы на научные работы и как добиваться успехов в учебе?

Казак видит в стипендии не просто выплату, а инвестицию в будущее страны: "Если мы хотим, чтобы искусственный интеллект развивался не только в Штатах, но и у нас, надо создать условия, чтобы люди учились". Он подчеркивает, что подработка не должна быть обязательной — особенно для тех, чья будущая профессия требует полной отдачи, будь то медицина или инженерия.

Декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ Гульнара Ручкина предлагает иной взгляд. Она напоминает, что стипендия — это "денежная выплата в целях стимулирования и поддержки", а не заработная плата. Ручкина указывает на разнообразие стипендиальных программ — от социальных до именных — и считает, что ориентация на лучших более оправдана.

"Не надо рассматривать стипендию как зарплату. Получение образования — это ваше личное дело, а государство иногда подбрасывает немного денег", — говорит она, предлагая делать ставку на корпоративные стипендии от бизнеса.

студенты, стипендии, высшее образование, вуз(2021)|Фото: пресс-служба администрации Краснодарского края

Доцент кафедры финансов устойчивого развития РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Ермилова обращает внимание на региональную специфику. "Не каждый вуз — МГИМО, и не каждый студент приезжает на "Мерседесе", — отмечает она, предостерегая от радикальных решений вроде отмены выплат в "престижных" вузах.

Ермилова подчеркивает, что даже скромные две тысячи рублей для многих студентов из провинции — существенная поддержка. Она предлагает системный подход: увязывать стипендиальную политику с потребностями экономики и развивать корпоративные программы, при которых компании будут сами "воспитывать" будущих специалистов.

Пока вывод из дискуссии неутешителен, стипендиальная система России застыла, а ее текущее состояние скорее демотивирует студентов, чем помогает им. В то время как чиновники спорят, является ли стипендия зарплатой или подачкой, студенты вынуждены работать в ущерб учебе или полагаться на поддержку родителей. Инициатива Волынец хотя и выглядит утопичной на фоне бюджетных ограничений, но обозначает цель: образование не должно быть роскошью, доступной только тем, кто готов терпеть лишения или влезать в долги. Без пересмотра роли стипендии как реальной финансовой опоры разговоры о "кадровом прорыве" и "инновационной экономике" так и останутся разговорами с голубых экранов, спорами в телестудиях.



Елена Рычкова