Аналитика


Павел Салин: Генпрокурор Краснов возглавит Верховный суд после смерти Подносовой
Экспертное мнение | В России

Генпрокурор России Игорь Краснов претендует на пост председателя Верховного суда РФ. Соответствующее заявление он направил в Высшую квалификационную коллегию судей. Кресло председателя Верховного суда России оказалось вакантным в июле этого года – после смерти 71-летней Ирины Подносовой. Она была назначена председателем ВС РФ в апреле 2024 года после того, как прежний председатель Вячеслав Лебедев скончался (в феврале 2024 года). При этом в СМИ обсуждалась возможная кандидатура на этот пост главы СКР Александра Бастрыкина. Как считает политолог Павел Салин, это все элементы большого кадрового пасьянса, об этом он рассказал в беседе с Накануне.RU:

— Историю вокруг Верховного суда, Бастрыкина и Краснова нельзя рассматривать как отдельный сюжет. Вопросы о том, кто станет главой Верховного суда и кто сменит Краснова на посту генпрокурора, — это элементы одной большой кадровой комбинации.

Скорее всего, по последней информации, Краснов, а не Бастрыкин займет пост председателя Верховного суда. Неясно, кто станет генпрокурором и кто сменит Бастрыкина, который, вероятно, покинет пост главы Следственного комитета, так как его контракт заканчивается в ближайшее время, а информации о продлении нет.

Ответить на вопрос, почему выбор пал на Краснова, а не на Бастрыкина, нельзя, потому что неизвестны остальные составляющие этих кадровых комбинаций. Как будет выстроено руководство силовых структур? Какие группы влияния получат ключевые посты в генпрокуратуре и СКР? Это все элементы большого кадрового пасьянса, и пока они известны не все.

То, что было обнародовано в случае с Красновым и Бастрыкиным, — это лишь верхушка айсберга. Для Бастрыкина пост председателя Верховного суда был бы идеальным вариантом: он сохранил бы федеральную должность в верхушке номенклатуры без зависимости от ежегодного продления контракта, так как эта должность фактически пожизненная. Однако он, видимо, не смог заручиться поддержкой большинства элитных групп. Те группы, которые его поддерживали, не смогли пролоббировать выгодный для него вариант или разменяли его на что-то другое.

Важно понимать, что это не одна кадровая комбинация, а совокупность многих комбинаций, разменов и согласований. Часть из них уже согласована (как в случае с Красновым), а часть еще будет согласовываться.

Для Бастрыкина причиной ухода мог стать возраст. Для Краснова же никаких объективных причин (ни возрастных, ни профессиональных) для ухода с поста генпрокурора нет. Является ли это повышением для Краснова? Все зависит от будущей роли Верховного суда. Если его роль останется технической, как при прежних председателях, то это горизонтальное перемещение. Если же роль суда будет повышена, то это можно будет считать повышением. Вполне возможно, что эти перестановки связаны с перераспределением сфер влияния между элитными группами, в том числе и в других ветвях власти, например, в Государственной думе.

Думаю, что ожидается очень много кадровых изменений. Ситуация вокруг Верховного суда и СКР — это только начало.